О ПАРИТЕТЕ И БИГ МАКЕ

Многие считают, что если в какой-то стране зарплаты — маленькие (как например в Бангладеше, где средняя зарплата составляет $100-120 в месяц), то там должны быть и маленькие цены, а значит на свою зарплату жители могут купить столько же, если не больше, чем в странах с высокой заработной платой. Действительно ли это так?

На этот важный вопрос с точки зрения мировой экономики существует два ответа. Во-первых, это экономическое манипулирование: чтобы купить товары, производимые в богатых странах жители бедных стран должны пахать, дабы заработать на мелчайшую вещь из богатой страны. При этом в обратном случае, очевидно, что жители богатых стран могут достаточно дёшево купить много товаров из бедных стран.Большинство экономистов сходятся во мнении, что это называется “открытый рынок” или “либеральная экономика”: если границы открыты, то товары могут свободно циркулировать и вступать в конкурентную борьбу, однако к сожалению исключительно к выгоде сильнейших игроков. Cоздаётся ощущение, что это называется как-то по-другому: подобную ситуацию мы со скорбью наблюдали в 90-е годы в бывшем СССР.

Во-вторых, в экономике существует такое понятие как паритет покупательной способности. Паритет сам по себе ознает эквивалентность измерений, т.е. расчёт по паритету позволяет сравнить сколько реально продуктов и услуг можно купить на одну и ту же сумму в разных странах. Для сравнения стран производится расчёт паритета покупательной способности по ВВП (в отличие от простой цифры, которая не так информативна) на душу населения. В этом подсчёте и кроется прямой ответ на изнальный вопрос этой статьи — могут ли жители бедных стран позволить себе больше просто потому что цены на продукты у них дешевле? Впрочем, вопрос по тому какие товары берутся для исследования остаётся открытым, потому что такие товары должны соответствовать большому количеству критериев. Ну, например, если сравнивать страны по цене айфона, то, наверное, никакого разнообразия получить не удастся. Некоторые качественные журналы проводят свои исследования ППС. Например, известный The Economist сравнивает страны по цене Биг-Мака в Макдоналдсе, то есть по сути берут мнение маркетологов МакДо в разных странах. Этот рейтинг был изобретён в 1986 году, он называется Индекс Биг Мака и подаётся под кулинарным лозунгом “Делаем паритет более удобоваримым”. Такая занимательная бургерология, конечно, не всегда эффективно отражает реальную покупательную способность, но даёт хоть какой-то более-менее сопоставимый результат.

Одной проблемой этого рейтинга является то, что по сути этот бутерброд во всех странах разный, а в Индии, например, вообще называется Махараджа Мак с курицей — по религиозным причинам. Другой проблемой является манипулирование. Например, в 2011 в Аргентине индекс Биг Мака показывал инфляцию в 19%, когда официальные источники говорили о 10%. После выхода отчёта пресса начала рапортовать о странном поведении сети МакДо, которая внезапно перестала активно рекламировать Биг Мак и тот сильно упал в цене. Газеты связывали это с политикой кабинета г-жи Киршер, которая якобы производила давление на сеть ресторанов для улучшения показателей. В июне 2012 бутерброд внезапно взлетел в цене почти на 30%, сразу после того как The Economist раструбил эту историю на весь мир.

В приложении карта мира по паритету покупательной способности и индекс Биг Мака. Ну как бы все поняли ответ на основной вопрос.

Поделиться в соц. сетях

Share to Facebook
Share to Google Plus
  • 20120121_WOC389_0
  • Gdpercapita
Поп-экономика, Соц-фронт
Tags: , ,