БАСНЯ О ПЧЁЛАХ

Не все знакомы с очень интересным произведением английского ренессанса "Басня о пчёлах или Частные грехи — Общественные выгоды".

“Зaконы и прaвление имеют для политических тел грaждaнских обществ то же знaчение, что жизненные духи и сaмa жизнь – для природных тел одушевленных существ. И подобно тому кaк те, кто изучaет aнaтомию нa трупaх, могут видеть, что глaвными оргaнaми и сaмыми чувствительными пружинaми, более непосредственно, чем другие,необходимыми для поддержaния движения нaшего оргaнизмa, являются не твердые кости, не сильные мускулы, не нервы и не глaдкaя белaя кожa, тaк крaсиво их покрывaющaя, a тонкие незaметные пленки и мaленькие трубочки, которых невооруженный глaз либо не воспринимaет либо же считaет не имеющими знaчения; тaк и те, кто исследует природу человекa, отвлекaясь от того, что приобретено искусством и обрaзовaнием, могут зaметить: то, что делaет человекa общественным животным, зaключaется не в его общительности, не в добродушии, сострaдaтельности, приветливости, не в других приятных и привлекaтельных свойствaх; сaмыми необходимыми кaчествaми, делaющими человекa приспособленным к жизни в сaмых больших и, по мнению всего светa, сaмых счaстливых, сaмых процветaющих обществaх, являются его низменные и нaиболее отврaтительные свойствa.”

Книга написана английско-голландским философом-экономистом Бернардом де Мандевилем. В книгу (1715 г, в это время Россия брила бороды) входит сатирическая поэма “Ропщущий улей, или Мошенники, ставшие честными” и рассуждения на тему сбережений и расточительства, разделения труда и невидимой руки рынка (ещё до того как это описал великий Смит, см нашу статью https://vk.com/make_ideas_not_war?w=wall-48460880_83).

Парадокс сбережений заключается в том, что если человек будет слишком скуп(это считалось в то время благодетелью, также как это культивировалось и в советское время), то своей бережливостью он погубит экономический рост, что в свою очередь приведёт к негативным последствиям для общества. Наоборот, если человек будет расточительным (что считалось отрицательным качеством), то рынок будет насыщаться и расти, и следовательно приведёт к общественным выгодам. Эта же идея развилась в мультипликаторе Кейнса, эта же идея сейчас лежит в основе экономических отношений, как мы неоднократно писали. Правда, совершенно очевидно, что бесконечного роста не бывает, и он должен будет сам собой замениться новой формацией. Но это произойдёт не раньше, чем удастся создать аттрактор, не менее мощный, чем естественный фетишизированный, о котором мы периодически говорим.

Преодоление стихийной природы самого человека и окружающей среды, которой противопоставляется стремеление к социальной организации, накопление знаний внутри человечества — единственный результат, который связывает всех людей до нас и после нас.

Поделиться в соц. сетях

Share to Facebook
Share to Google Plus
Поп-экономика
Tags: , , ,