ОБ ЭВОЛЮЦИИ МОЗГА

В 2012 году в журнале Trend in Genetics была опубликована статья профессора патологии и биологии развития Стэнфордского университета, Джеральда Крэбтри “Наш хрупкий интеллект”. В статье он опубликовал результаты своих исследований, которые показывали, что на генетическом уровне эволюция человеческого мозга остановилась 5-10 тысяч лет назад, когда человек перешел от охоты и собирательства, требующих сложных навыков выживания, к сельскому хозяйству. И с тех пор человечество только генетически деградирует.

Статья вызвала бурю эмоций и комментариев. Несколько обзоров этой статьи было сделано и на русском языке, правда, в основном в стиле сенсаций первого канала, с заголовками “человечество тупеет” или “человечество глупеет из-за хорошей жизни”. Единственный внятный обзор и интервью с ученым были найдены нами в журнале PRM (PrimeRussianMagazine).
Если в кратце описать содержание статьи, то Крэбтри пишет, что устойчивость наших интеллектуальных способностей к эволюционным мутациям зависит от количества генов, отвечающих за интеллект. Чем больше генов, тем выше устойчивость. Так вот, сейчас уже известно, что таких генов от 2 до 5 тысяч.

Мутации генов могут быть как положительными для интеллекта, так и вредными. Мутации генома, вызванные ошибками в ДНК, имеют произвольный характер, и в среднем каждое новое поколение переносит 40 новых мутаций. В итоге за 120 поколений накапливается 5,5 тысяч мутаций. Далее существует вероятность попадания этих мутаций в гены, непосредственно отвечающие за интеллектуальные способности.

Пока человеку нужно было совершенствовать свои интеллектуальные способности для того, чтобы выжить, мозг эволюционировал. После перехода к сельскому хозяйству, который привел к относительно стабильной оседлой жизни, начали появляться первые вредные генетические мутации.
В целом, Крэтбри считает, что если бы у нас была возможность поговорить со среднестатистическим человеком, жившим за тысячу лет до нашей эры, то он удивил бы нас своей прекрасной памятью, широким кругом идей и ясным взглядом на важные вопросы. Конечно, говоря, что человечество “глупеет”, речь идет о столь долгосрочных перспективах, что никакие различия не могут быть обнаружены на промежутках даже нескольких сотен лет. Более того, социальные факторы (образование, распространение знаний и идей и проч.) настолько увеличивают “коллективный разум”, что полностью сглаживают генетические эффекты.

Но в статье и интервью, данному PRM, есть другие интересные факты, наталкивающие на размышления о том, что же вообще такое интеллект. Можно сказать, что есть два типа интеллекта, физически-обусловленный и социально-обусловленный. Например, Крэтбри приводит данные о том, что физическое развитие мозга остановилось за 10 тысяч лет до того, как человечество начало использовать язык. То есть язык не оказал серьезного влияния на развитие интеллекта. Развитие мозга происходило именно при решении задач, связанных с выживанием. И именно это дало нам возможность делать все, что мы делаем сегодня – от вождения автомобиля до занятий научными исследованиями. Более того, с точки зрения интеллектуального напряжения, решение математических задач можно поставить на один уровень сложности вместе с обычными бытовыми задачами, такими как уборка дома или мытье посуды. То есть на физическом уровне существует некая способность к решению задач, а будут эти задачи прикладными или концептуальными, не так важно.

С этой точки зрения, привычное нам деление на “умных” и “неумных”, “способных” и “неспособных”, которое мы привыкли делать на основании метрик европейской цивилизации (оценки, IQ-тесты, научные степени и т.д.) оказывается совершенно не обоснованным, тем более, когда эти метрики используют для сравнения не только отдельных людей, но и наций, рас, полов, доказывая между ними наличие интеллектуальных различий на генетическом уровне.

Уверенный рост IQ во многих странах мира на протяжении предыдущего столетия, известный как “эффект Флинна” (кстати, после 2000 года IQ во многих странах начал снижаться), может говорить только о том, что человечество через социальные институты (образование, воспитание и т.д.) натренировывает определенный тип мышления, связанный с решением IQ тестов, который в наше время принято принимать за интеллект. Так как этот тип интеллекта явно рожден нынешней цивилизацией, с ее просвещением, развитием науки и т.д., то на вершине IQ тестов находятся европейцы и азиаты мужского пола.
Интересно, что с уровнем IQ обычно связывают такие социальные факторы, как успеваемость в школе, успех в научной деятельности и производительность труда – т.е. все традиционные метрики успеха нынешней цивилизации. Т.е. при наличии другого набора ценностей, интеллектом считались бы совершенно другие способности, например (почему бы и нет?) способность к эмпатии, т.е. сопереживанию другим людям.
Еще один факт, бесспорно указывающий, что тесты IQ никоим образом не отражают генетические различия между демографическими группами, это достаточно резкий рост среднего уровня IQ как в отдельных странах, так и среди всего человечества (по 5 пунктов за десятилетие). Генетические изменения не могут проявляться с такой скоростью.

Ссылка на статью: http://bmi205.stanford.edu/_media/crabtree-2.pdf

Поделиться в соц. сетях

Share to Facebook
Share to Google Plus
  • Cerveau3
Философия науки
Tags: , ,