ПРО КОФЕ И РЕВОЛЮЦИЮ

Кофе не всегда был популярным напитком. Его популярность связана с историей европейской торговли, в первую очередь государства Венеция, которое очень активно торговало с Магрибом (Северной Африкой). В Европе кофе изначально считался мусульманским магическим напитком, который употребляют дервиши для того, чтобы провалиться в гипнотическое состояние, однако папа Клемент VIII объявил, что напитки не имеют национальности и первой кофе-хаус открылся в Италии в 1645 году. Затем в Англии в 1654, во Франции в 1657, в Австрии и Польше в после сражения с турками в 1683.

Сегодня кофе является колоссальной статьёй экспорта большого количества стран кофейного пояса, так называемой кэш-культурой, формирующей экономику аграрных стран. Масштабы его производства настолько велики, что они формируют не только экономику, но и экологию (впрочем, как и всё, что проивзодится в промышленных масшатабах) — если изначально кофе выращивали по “теневой технологии”, то есть в тени деревьев, то с 1970-х предпочтение отдаётся открытому методу, когда кофе растёт под прямыми солнечными лучами. Понятное дело, что деревья для этого вырубаются, что оказывает колоссальное воздействие на естественные природные циклы.

Впрочем, возращаясь к истории несложно проследить, что это время было активной стадией колонизации третьего мира и имело важный экономически-торговый эффект. Кофейные плантации разрабатывались первыми интернациональными компаниями: например, Голландская Ост-Индская Компания активно засаживала Яву и Цейлон и т.д. Ясное дело, что в этих условиях было выгодно создать из напитка фетишизированный аттрактор, на что и было потрачено много сил. В те времена, правда, это было значительно проще чем сегодня, потому что аттракторов было не так много и люди имея биологическую склонность к причастности с большой радостью поддавались убеждению и веяниям моды.

Ещё в 17 веке французский путешественник Жан Шарден так описывал персидские кофейные дома:
“Люди ведут беседы, именно в этом месте передаются все новости и заинтересованные в политике люди могут без боязни критиковать власть, она не обращает на это внимание. Люди играют в настольные игры, похожие на шашки и шахматы. Муллы, дервиши и поэты соревнуются в рассказывании истории как в стихах, так и в прозе. Дервиши и муллы дают наставления, как и наши проповедники, но не осудительно их не слушать. Никого не заставляют прервать общение или игру. То мулла встанет в центре и начнет молиться в голос, то внезапно появился дервиш, который начнет распекать суетность нашего материального мира. Часто бывает, что двое или трое разговаривают одновременно в разных концах [...]“

Так и проникнув в Европу и завоевав там определённый круг последователей, кофе стал также важным аттрактором для социальных образований. В Лондоне и Париже к 1700 году было более 3000 кафе, где встречались разнообразные люди. Например, известно, что во Франции кофейни были местами для встреч идеологов просвещения. Вольтер, Руссо и Дидро встречались в кофейных домах и именно там родилась известная энциклопедия просвещения — асберг всех знаний той эпохи.

В Лондоне кафетерии получили такой политический вес, что король Карл II даже пытался их запретить совсем, считая рассадником политической заразы, но ему это не удалось.

Кофе как событие породило мощную историческую волну, которая во многом сформировала часть облика нашей эпохи — от тесных социальных аттракторов, породивших протестные движения и революции, энциклопедии просвещения, аукционов Сотби и Кристис, которые выросли из локальных аукционов в кофейнях Лондона и до сегодняшних Старбаксов и прочих сетей, которые являются бесполезными фетишизированными аттракторами.

Поделиться в соц. сетях

Share to Facebook
Share to Google Plus
  • Bean_belt_(top_20_coffee_producers_2011).svg
  • Amedeo_Preziosi_-_Istanbul_cafe
  • Chevalier_Auguste_de_Henikstein_-_Interieur_d'un_café_Turc (1)
  • 17th_century_coffeehouse_england_1-580x400
Устойчивое развитие
Tags: , , , ,