О НОВЫХ ИДЕЯХ И КОТЕЙКЕ

Откуда берутся идеи? Когда-то давно люди считали, что идеи сидят внутри, как какие-то маленькие микроскопические животные или бесы. У нас была одна интересная статья, о том как человек анатомически копался в своих внутренностях, в полостях, в органах, чтобы найти, где зарождается зло

Считалось, что идейное и материальное связано, одно может переходить в другое. Категория души накладывалась на категорию материи. То есть душа была каким-то свойством материи, таким как цвет или вес. У некоторых древнегреческих философов и, например, Декарта.

Много позже, когда наука одержала одну из побед, происхождение идей стали искать не внутри человека, как что-то материальное, а в психике, в мозге человека. Это был, конечно, большой шаг вперёд, но он, однако, не объясянет откуда берутся идеи, их генезис.

Многие идеи можно выразить словами (наверное, кроме тех, которые выражают на холсте или в движении и т.п.), они существуют в языке, то есть по сути своей представляют набор слов. В школе обычно с этого и начинают. Там говорят: “такое-то понятие это” и дальше следует опередление.

Если двигаться глубже по этой цепочке рассуждений, то нужно отметить, что сами слова являются производными мысли, базовыми идеями, они есть развитие изначальных первобытных криков, вырывавшихся у древних рабочих. Повторяя эти невольные сокращения мышц гортани получались первые глаголы, которые впоследствии составили ядро языка. Они обрастали существительными, то есть “существующими” вещами — отражением материального мира в головах этих первых людей. Все вместе они начали складываться в предложения, выравшие потребности.

Развитие продолжалось и постепенно выделились понятия категорий и свойств — цвета, количества и пр., которые в языковой грамматике обозначаются прилагательными. Когда эти категории получили отдельные названия, когда под них выделились слова, то произошёл отрыв идеи от материи. Например, если “дерево” определяло конкретный предмет, то “синий” относился уже ко многим вещам, он не был привязан к конкретной вещи — и к небу, и к цветам, и к озерной глади. Комбинируя слова стало возможно получить то, чего не существует. Например, “синее дерево”. Возможно, практической пользы от синего дерева и нет, однако, это есть определённая степень свободы, которая позволяет писателю (или какому-нибудь шарлатану-нлпэшнику) собрать в чужой голове опредлённый образ или настроение, которого до этого там не было и быть не могло.

Мы не знаем откуда берутся идеи, но идеи это, как выясняется, комбинации слов, которые являются либо сами базовыми идеями, либо их свойствами. Таким образом получается, что любая идея (пусть даже кот шрёдингера) есть не что иное, как внезапная, необычная “комбинация” известных нам вещей. Новых идей не бывает, все идеи просто сложные комбинации какой-то изначальной идеи. А Шрёдингер в какой-то момент увидел в формулах кота и не успугался поверить в него.

Поделиться в соц. сетях

Share to Facebook
Share to Google Plus
Философия науки
Tags: ,