О ПАССИОНАРНОЙ ТЕОРИИ ЭТНОГЕНЕЗА И КОСМИЧЕСКИХ ЛУЧАХ

Продолжение рассказа о разнообразных взглядах на историю. В этот раз этоногенез, антисистемы и космические лучи.

Недавно мы начали рассуждать на тему разных взглядов на историю, в основном нелинейных. Напомним, что Освальд Шпенглер (https://vk.com/make_ideas_not_war?w=wall-48460880_780) представлял историю как набор живых организмов, развивающихся в борьбе подобными ему. Организм этот имеет свои жизненные периоды и в итоге приходит к упадку. Немного другую перспективу представляет Тойнби, используя похожий, однако более системный подход (https://vk.com/make_ideas_not_war?w=wall-48460880_789). Он отвергает обязательность упадка цивилизации, ввводит около 20 цивилизаций, которые объединены не государственными границами или этническими рамками, а твердой оболочкой культуры и религии. Эти цивилизации возникают в процессе “ответа” на социальный (война), географический (особенности местности) или природный (катаклизмы, погода) “вызов”. Это очень близко к тем идеям всеобщей системности применительно истории, о которых говорим мы, и которые в дальнейшем будут освещаться в нашем блог более детально.

Сегодня расскажем про ещё одно оригинальное исследование, которое вызвало большой интерес в начале девяностых, когда возможно стало печататься.
Лев Гумилев, сын поэта Николая Гумилёва(того, который путешествовал по Африке в 1910,1913 гг) и Анны Ахматовой родился в 1912 году и рос в очень интересное время. Несколько раз был под арестом, воевал во второй мировой войне, после был снова арестован, отсидел почти 7 лет в спец. лагерях, но амнистирован в 1956 г. Сложно представить, что человек так сильно прочувствовавший на себе историю СССР не будет сломлен, а продолжит заниматься наукой, в частности — историей.

Его теория состоит из нескольких базовых элементов и описывает исторический процесс как взаимодействие этносов. Исследуя развитие этносов в разных точках земного шара и в разное время он пытался собрать их в какую-то определённую систему. Он отметил, что бурное развитие народов происходит по некоторому неизвестному закону — в одно и то же время развивающиеся независимо цивилизации находятся на одной прямой (см рисунок). Производя более глубокий анализ он называет такие начальные “толчки” в развитии — пассионарными толчками, имея в виду зарождение большого количества пассионарных людей. Пассионарность — это избыток некоторой биохимической энергии, порождающий чрезмерную активность переходящую в жертвенность, внтуреннее стремление к деятельности, направленное на изменение окружающей обстановки. Таковая деятельность представляется для индивида более ценной, чем собственная жизнь и даже в жизни своих соотчественников. Она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождает подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло, исключая только равнодушие; она не делает человека героем, ведущим толпу, ибо большинство пассионариев находятся в составе толпы, определяя её потентность в ту или иную эпоху развития этноса.

Важно, что всплеск пассионарности происходит в географически замкнутых областях, т.е. локально. В качестве причин такого всплеска Гумилёв указывает как ни странно космическую радиацию. Он пишет: «Каков характер этого излучения? Здесь мы можем строить только гипотезы. Их две. Первая — о возможной связи пассионарных толчков с многолетней вариацией солнечной активности, обнаруженной Д. Эдди. Вторая гипотеза — о возможной связи со вспышками сверхновых».

После возникновения изначального толчка развитие идёт по определённому сценарию, проходя несколько фаз — инкубационный период, подъём, перегрев, надлом, инерция, упадок, далее идёт либо распад, либо гомеостаз (т.е. равновесное состояние).

Для описания взаимодействия этносов Гумилёв также использует свою собственную терминологию (симбиоз, ксения и химера), а также понятие антисистемы. Последнее вызывает особый интерес в виду наших рассуждений. По Гумилёву “антисистема” — это системная ценность людей с негативным мироощущением, отношение к материальному миру выражающееся в стремлении к упрощению систем, то есть к уменьшению плотности системных связей. В пределе плотность системных связей сводится к нулю, что означает уничтожение системы, будь то государство, ландшафт или этнос
Для антисистемы независимо от конкретной идеологии ее членов существует одна объединяющая установка: отрицание реального мира как сложной и многообразной системы во имя тех или иных абстрактных целей. Для антисистем характерны скрытность действий и такой прием борьбы, как ложь, причем отнюдь не во спасение. Среди членов антисистем преобладают люди с футуристическим ощущением времени, то есть таким мироощущением, при котором будущее считается единственно реальным, прошлое – ушедшим в небытие, а настоящее расценивается как преддверие будущего. Таким образом, реализация целей антисистемы, какими бы они ни были, всегда отнесена к будущему. Идеология антисистемы всегда противопоставляет себя любой этнической традиции, под которой понимается иерархия стереотипов и правил поведения, культурных канонов, политических и хозяйственных форм, а не только мировоззренческих установок, характерных для каждого конкретного этноса и передаваемых из поколения в поколение. Накопленной этнической традицией определяется своеобразие каждого этноса и его место в ряду других народов. Следовательно, антисистема всегда стремится к моральному уничтожению этноса, из числа представителей которого она инкорпорирует своих новых членов.

Антисистемы безусловно являются продуктами того же процесса этногенеза, в результате которого появляются новые этносы или видоизменяются ранее существовавшие. Однако они появляются на границах суперэтнических систем и являются экстерриториальными. Освной антисистемы является контакт двух несовмесимых этносов, при котором исчезает их своеобразие, общность деэтнизированных людей. Как правило такие системы складываются за счет вторжения представителей одного суперэтноса в области проживания другого, после чего агрессор пытается жить не за счет использования ландшафта, а за счет побежденных. Результатом в конечном итоге всегда бывает распад и гибел, так как победители деградируют не в меньшей степени, чем их жертвы.

В конце хочется добавить, что в силу академического (а не научно-популярного) характера работы и оригинальности некоторых идей у Гумилева очень большое количество критиков в России. На западе его теория является непризнанной.

Список литературы:
Тысячелетие вокруг Каспия. Л. Гумилев. (для тех кто хочет ознакомиться — читайте только предисловие первую главу)

Поделиться в соц. сетях

Share to Facebook
Share to Google Plus
  • Lev_gumileov
  • Оси_зон_пассионарных_толчков
Философия науки
Tags: , , , ,