О ЦИВИЛИЗАЦИОННОМ ВЗГЛЯДЕ

В прошлой статье мы рассказали про Освальда Шпенглера, который предложил новый взгляд на историю -- не привычную “линейную” модель (античность -- средневековье -- новое время), которая по своему устройству “европоцентрична”, а “полицентричную” модель, в которой каждая отдельная культура проходит как и любой живой организм разнообразные стадии роста, в итоге приходя к своему упадку. По мнению Шпенглера Европа к началу XX века уже находилась в упадке.

Без сомнения Шпенглер чувствовал витавшие в воздухе теории о социальной эволюции, но, возможно, не смог подвести достаточную доказательную базу под свои своеобразные идеи, поэтому его произведение расценивалось скорее как художественное.

 

Хотя как мы говорили оно взбудоражило умы того времени — и критиков и сторонников было одинаково много. Из многих читателей, которые по новому взглянули на историю после прочтения “Заката Европы” можно выделить Арнольда Тойнби, который в 12 томах “Постижения истории”, выпущенных в период 1934-1961 проанализировал историю с точки зрения цивилизаций. Однако в отличие от Шпенглера он не признавал их как живые организмы и отвергал фиксированный период жизни в 1000 лет, по его мнению цивилизация не обязательно приходит в упадок, всё зависит от других факторов.

 

Одной из особенностей его исследования было определение цивилизаций не через государства или этнические группы, а через культуру и религию. Таким образом, вся Западная Европа и США предаставляют собой западную цивилизацию и они отличины, например, от православной России. Кому интересно Тойнби выделяет 21 цивилизацию:  Тойнби выделяет 21 цивилизацию: египетскую, андскую, древнекитайскую, минойскую, шумерскую, майянскую, сирийскую, индскую, хеттскую, эллинскую, западную, дальневосточную (в Корее и Японии), дальневосточную (основную), православную христианскую(россия и византия/балканы), иранскую, арабскую, индуистскую, мексиканскую, юкатанскую, вавилонскую. В некоторых случаях сменяющие друг друга цивилизации образуют последовательности. Максимальное число цивилизаций в этих последовательностях не превышает трёх. Последними членами последовательностей являются ныне живущие цивилизации. Таковы, например, последовательности: минойская — эллинская — западная цивилизации, минойская — эллинская — православная цивилизация, минойская — сирийская — исламская цивилизации, шумерская — индская — индуистская цивилизации.

 

При этом к 1940 году 16 из них были уже мертвы, а из остальных четыре находились под большим давлением западной цивилизации.

 

Ещё одной интересной мыслью было то, что сами по себе цивилизации не рождаются. Для того, чтобы цивилизация родилась нужны несколько важных условий: во-первых, наличие в группе людей творческого меньшинства и среда, которая должна быть не слишком благоприятна. В этом случае через механизм вызова от среды или социума и ответа от творческого меньшинства решаются задачи, которые продвигают общество вперед, оно не знает покоя и постепенно достигает уровня цивилизации. Интересно отметить, что по мнению Тойнби рост цивилизации не сводится к техническому прогрессу и властью над окружающей средой как может показаться с первого взгляда, а состоит в прогрессивном и аккумулирующем внутреннем самоопределении или самовыражении цивилизации, в переходе от более грубой к более тонкой религии и культуре.

 

Развитие цивилизации определяется тем, способно ли творческое меньшинство цивилизации находить ответы на вызовы природного мира и человеческой среды. Тойнби отмечает следующие типы вызовов: вызов сурового климата (египетская, шумерская, китайская, майянская, андская цивилизации), вызов новых земель (минойская цивилизация), вызов внезапных ударов от соседних обществ (эллинская цивилизация), вызов постоянного внешнего давления (русская православная, западная цивилизация) и вызов ущемления, когда общество, утратив нечто жизненно важное, направляет свою энергию на выработку свойств, возмещающих потерю. Каждая цивилизация даёт сформулированный её “творческим меньшинством” Ответ на Вызов, бросаемый ей природой, социальными противоречиями и в особенности другими цивилизациями.

 

Растущая цивилизация — это постоянное единство. Ее общество состоит из творческого меньшинства, за которым свободно следует, подражая ему, большинство — внутренний пролетариат общества и внешний пролетариат варварских соседей. На стадиях возникновения и роста творческое меньшинство находит ответ на вызовы окружения, авторитет его растёт и происходит рост цивилизации.

 

Упадок, как считает Тойнби, нельзя приписать космическим причинам, географическим факторам, расовому вырождению или натиску врагов извне, который, как правило, укрепляет растущую цивилизацию. Нельзя объяснить его и упадком техники и технологии, ибо во всех случаях упадок цивилизации является причиной, а упадок техники — следствием или симптомом первого. Сам упадок — это не единовременный акт, а весьма длительная стадия, которая, согласно Тойнби, состоит из надлома, разложения и гибели цивилизаций. Между надломом и гибелью цивилизации нередко проходят столетия, а иногда и тысячелетия.

 

На стадиях надлома и разложения творческое меньшинство утрачивает способность находить ответы на вызовы окружения и превращается в элиту, стоящую над обществом и управляющую уже не силой авторитета, а силой оружия. Большинство населения цивилизации превращается во внутренний пролетариат. Правящая элита создаёт универсальное государство, внутренний пролетариат — вселенскую церковь, внешний пролетариат создаёт мобильные военные отряды.

 

Описывать его схему можно очень подробно, но важно понять, что Тойнби был у истоков нового системного подхода, видя за явлениями не конкретных исторчиеских личностей или события, но всю цепь событий, которые привели к этому. Потому что верить в то, что в достаточно сложном мире события происходят по воле какого-то одного человека — это значит фетишизировать действительность, это первобытно-религиозный взгляд, от которого нужно решительно избавляться.

Toynbee1

Поделиться в соц. сетях

Share to Facebook
Share to Google Plus
Философия науки
Tags: , , , ,