О ЛОГОТИПЕ КУЛЬТУРНОГО КАПИТАЛИЗМА

Взгляд с нового ракурса на феномен "культурного капитализма" и один из его логотипов - некоммерческую организацию Rainforest Alliance.

Мы в своем паблике периодически рассуждаем о капиталистической системе, самоуправляемые механизмы которой бездушны, а оттого зачастую анти-гуманны, несправедливы как к отдельным людям или целым их группам (нациям), так и к самому ареалу человеческого обитания. Конечно, эти рассуждения не уникальны, и мы не открываем ничего нового, разве что иногда заглядываем с нового ракурса, откуда эти законы проявляются ярче. Сегодня мы представляем вам как раз такой новый ракурс на феномен “культурного капитализма”.

 Даже самые ярые приверженцы либеральной экономики признают, что у капитализма есть явные проблемы. Например, что неуемное потребление стремительно убивает окружающую среду, а бедные страны всегда будут становиться только еще беднее. Тем, кто находится на гребне этой системы, менять ее, конечно, не выгодно. Да и не существует такого человека (или группы людей), которые могли бы взять и изменить ее. Система на то и система, что живет по своим внутренним законам.

Но система и те явные перегибы, которые она допускает, с определенного времени начинает вызывать все больше недовольства обычных людей. Это недовольство проявляется отдельными вспышками, загорающимися в ответ на конкретные перегибы системы. Например, устроила одна мультинациональная компания экологическую катастрофу, потребители объявляют ей потребительский бойкот. Другую компанию поймали на эксплуатации детского труда – потребители выходят на демонстрации, требуя ее изменить свое поведение.

И в целях самосохранения системе приходится начать меняться, чтобы эти отдельные вспышки не превратились в движение, которое сможет ее разрушить. Так, капиталистам приходится начать заботится о деревьях и животных, на которых влияет их деятельность (добыча ресурсов, производство, захоронение отходов), проявлять заботу о людях, которые производят их товары и так далее.

Так появляется концепция “культурного капитализма”.

В культурном капитализме сохраняются все основные экономические законы системы, но в отношения потребителя и продавца добавляются аспекты этики, морали и ответственности. В культурном капитализме потребитель и продавец вступают в новые отношения, не только экономические, но и гражданские. Продавцы наперебой рассказывают потребителю о том, как много они делают для окружающей среды и голодающих детей африки (это называется социальной ответственностью бизнеса), а покупатель голосует за лучшую программу. Только в отличие от гражданских выборов, здесь голосование происходит рублем. К тому же покупатель радуется, что часть денег, потраченных им на покупки, идет на благое дело.

Подробнее о законах культурного капитализма вы можете почитать в наших статьях о Справедливой торговле, Этичном потреблении и корпорациях-государствах.

И все было бы замечательно, если бы не пара подвохов. Во-первых, система, целью которой по-прежнему остается получение прибыли, меняется ровно на столько, чтобы люди не переставали покупать товары. А значит вся забота и ответственность являются полумерой и не способны решить глобальные экологические и социальные проблемы. К тому же, все нецелевые затраты компаний исчезают при первых проявлениях экономического кризиса.  Во-вторых, отдавая деньги на этичные товары, покупатели передают свою гражданскую ответственность (или лучше назвать ее потребительской ответственностью) транснациональным корпорациям, чтобы те распоряжались ею за них. Об этом прекрасно высказался Жижек в анимированной лекции RSA.

Сегодня мы хотим познакомить вас с потрясающе парадоксальным видеороликом, который мы для вас перевели и озвучили. Это реклама некоммерческой организаций, одного из крупнейших логотипов культурного капитализма, Rainforest Alliance (RFA). RFA является системой маркировки товаров, производство которых было осуществлено в соответствии с этическими принципами, разработанными самой RFA. Идея довольно крутая: компании, которые хотят заполучить значок RFA на свою продукцию, закупают сырье только из возобновляемых источников, строят школы и больницы для рабочих на плантациях, и выполняют еще целый ряд критериев RFA. За это им разрешают поставить на свой продукт зеленую лягушку, видя которую потребитель готов платить за товар больше.

Ролик как раз призван донести до людей – почему они должны платить больше за такие же продукты.

Но на наш взгляд, из ролика получилась прекрасная анти-реклама всей идеи культурного капитализма. Предлагаем вам оценить самим и поделиться своим мнением в комментариях.

Поделиться в соц. сетях

Share to Facebook
Share to Google Plus
Поп-экономика, Устойчивое развитие
Tags: , , , ,