ОБ ИДОЛАХ, МЕШАЮЩИХ НАМ ПРАВИЛЬНО ПОНИМАТЬ МИР

Несмотря на несколько таинственных мест в биографии Ф. Бэкона (обвинения в коррупции, гомосексуализме) и вообще ореоле разнообразных заговоров вокруг его персоны -- например, некоторые утверждают, что он автор многих произведений Шекспира, и, что, якобы в них специальным шифром закодировано имя настоящего автора и прочие пророчества -- он всё же произвел невероятную революцию в научном познании.

В начале 17-го века одновременно в Шекспиром в Лондоне жил Фрэнсис Бэкон, известный политик, лорд-хранитель печати, затем лорд-канцлер (высшие государственные посты в Англии). Несмотря на несколько таинственных мест в биографии (обвинения в коррупции, гомосексуализме) и вообще ореоле разнообразных заговоров вокруг его персоны — например, некоторые утверждают, что он автор многих произведений Шекспира, и, что, якобы в них специальным шифром закодировано имя настоящего автора и прочие пророчества — он всё же произвел невероятную революцию в научном познании.

Бэкон говорил: “Мы можем только то, что мы знаем” и “Знание — сила” (любому русскому человеку эта фраза известна по названию научно-популярного журнала издающегося с 1926 г.). Эти две фразы своеобразным манифест эмпиризма. Знание есть сила, которая даёт человеку власть над безжизненной природой, которую она должна обуздать, сопротивление, которое она должна предолеть.

Эмпиризм — так называлась новая философия, сформулированная в его книге “Новый Органон” (название перекликается с Аристотелевским “Органоном”, написанным за 2000 лет до этого). Её основанием является познание предмета отвлеченно от нашего искаженного восприятия. Восприятие как известно ВСЕГДА вносит определенное искажение, только в зависимости от человека это искажение иногда может быть настолько большим, что даже не отражает изначальной сути.

Что же мешает нашему восприятию? Бэкон вывел четыре категории-идола, которые искажают истинную природу вещей:
1) Идолы Рода — те вещи, которые проистекают из самой человеческой природы, которые не зависят от национальности или культуры.
2) Идолы Пещеры — индивидуальные особенности восприятия, прошлый опыт, некоторый пузырь знаний, который окружает человека. Здесь имеется в виду пещера, из котороый мы как бы смотрим на мир — часть мира, перспектива, скрыта от нас за стенами этой пещеры, а мы видим только малую его часть.
3) Идолы Рынка — заблуждения, которые происходят из неточности и несовершенства языка, который не всегда ясно обозначает предмет или объект исследования. Имеется в виду рыночная площадь, где какая-то новость из-за неточности слов может через некоторое врем стать совершенно не тем, чем являлась изначально (хороший пример — русские князья “Рюрик, Синеус и Трувор”, из которых только один существовал в реальности, а остальные два означают на шведском “и его войско”).
4) Идолы Театра — в первую очередь это вера в ложные авторитеты, усваиваемые человеком ложные представления о действительности, происходящие иногда из древности, из каких-то мифов и легенд. Здесь имеется в виду театр, где актеры только играют чужие роли, но не могут в действительности быть королями или войнами или мыслителями.

Хочется отметить, что этот метод может применяться не только к науке, но и к повседневной жизни даже сегодня. Последние два идола являются истоками всяческих заблуждений до сих ещё процветающих в нашем мире: будь то гороскопы, домовые или фетишизация действительности.

Хозяйке на заметку: чтобы исключить первые два идола(искажение, вызванное строением человека и ограниченностью его опыта) следует опытным путём проверить знание. Чтобы исключить идолы рынка и идолы театра нужно научиться ничему не доверять (даже нашему блогу), а проверять любую информацию.

Поделиться в соц. сетях

Share to Facebook
Share to Google Plus
  • Francis_Bacon,_Viscount_St_Alban_from_NPG_(2)
  • FRANCIS BACON
  • baconno
  • OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Просвещение-21, Философия науки
Tags: ,