О СПРАВЕДЛИВОЙ ТОРГОВЛЕ

Справедливая торговля - на первый взгляд утопическое словосочетание, а на деле - крупнейшая система маркировки "этичных" товаров, т.е. товаров, производство которых не только не вредит, но и помогает местным сообществам

Словосочетание “справедливая торговля” на первый взгляд кажется каламбуром или фразой, вырванной из речи елейного руководителя корпорации, который держит фигу в кармане, произнося ее перед восхищенными слушателями. Однако такое понятие существует в реальности и даже является зарегистрированной системой маркировки товаров. Международная Ассоциация Справедливой Торговли присутствует практически во всех странах мира, кроме России, Восточной Европы, Стран Персидского залива и Гренландии. Поэтому российским гражданам эта инициатива мало знакома. Попробуем восполнить этот пробел.

Карта распространения Fair Trade. Зеленым цветом, страны - в которых находятся производители, синим - страны-закупщики.

Карта распространения Fair Trade. Зеленым цветом, страны – в которых находятся производители, синим – страны-закупщики.

Нужно начать с того, что выделение понятия “справедливая торговля” в отдельную категорию автоматически означает, что вся остальная торговая система, существующая в мире, признается несправедливой. Так и есть. Создатели Ассоциации (и они не одиноки) утверждают, что существующая система торговли особенно несправедлива к производителям сельскохозяйственной продукции в развивающихся странах. Они всецело зависят от мирового рынка, который формирует цену на продукт и, когда цена на рынке падает, например, вызванная высоким предложением в урожайные годы или кризисом финансовой системы, производители оказываются абсолютно не защищенными и даже не могут возместить средства, затраченные на производство. В попытке заработать хоть какие-то средства производители увеличивают объем производства, что запускает еще большее снижение цены. Этот процесс, кстати, отлично вписывается в понятие обратной связи с запаздыванием, о которой можно почитать здесь.
Кроме того, и об этом все время забывают сторонники свободной торговли, в рыночную цену товара не закладываются социальные и экологические издержки, которые несут жители развивающихся стран. То есть в цене товара нет загубленной экологии и здоровья детей, работающих на плантациях в ущерб своему образованию (то есть возможностям на будущее).
Есть несколько способов какими развитые страны могут помочь людям в развивающихся странах. Причины такой помощи сейчас оставим за скобками статьи. Первый способ – это гуманитарная помощь и прочие гуманитарные проекты. Сегодня и ребенку понятно, что этот способ не является решением проблемы и нужен только для “тушения пожаров”, что не отменяет его важности в момент пожаров.

В 60-е годы, как известно, бурно разлилась волна всеобщей любви и мира, когда молодежи стало дело до любой несправедливости, происходящей в этом мире. На этой волне, в том числе, начались студенческие волнения и кампании за восстановление справедливости по отношению к людям развивающихся стран и начали рождаться альтернативные идеи помощи. И тогда появился лозунг “Traid no Aid” (торговля, а не помощь), который позже был подхвачен ООН в своих программах. Таким образом родился второй способ помощи – помощи в устранении несправедливости современной рыночной системы при торговле товарами, произведенными тяжелым трудом.

Erfj39_E_PAВ начале увлеченные хиппи торговали товарами, привезенными из развивающихся стран, на своих задних дворах и на ступенях церквей. Торговля велась по справедливым ценам или вообще за пожертвования. Существовало несколько специализированных магазинов и возможность покупки товаров через каталог (как это напоминает сегодняшнюю ситуацию в России). Такая помощь конечно была каплей в море и не позволяла сколько-нибудь серьезно повлиять на проблему. Было ясно, что для того, чтобы набрать оборот, товары нужно распространять через супермаркеты – храмы современной торговли. Однако как потребитель мог узнать, что покупаемый товар действительно отвечает критериям справедливой торговли и права производителя не ущемлены?

В конце 80х годов родилась гениальная идея маркировки товаров, соответствующих критерию справедливой торговли, специальными значками. Это был своеобразный код для потребителя – “Этот товар этичный. Покупая его, я помогаю людям, которые находятся далеко и в трудной ситуации”. Маркировка, вкупе с социальной рекламой, запускала в людях процесс эмпатии и желание купить товар, даже если он был слегка дороже аналогов. И эта идея оказалась на редкость успешной. В мире начала появляться новая мощная рыночная ниша – этичные потребители (подробнее здесь).

 

Маркировка Fair Trade говорит о том, что товар был произведен этичным способом.

Маркировка Fair Trade говорит о том, что товар был произведен этичным способом.

Сегодня Fair Trade это бренд из брендов. В некоторых странах, например, в Швеции, этот значок можно увидеть на доброй половине продовольственной продукции в супермаркетах. Практически все крупные продовольственные компании сегодня присоединились к инициативам Справедливой торговли, что конечно зачастую доходит до смешного и может даже дискредитировать всю идею. Например, когда неоднозначные сами по себе товары, производимые неоднозначными компаниями продаются под логотипом Fair Trade, потому что формально данный товар соответствует принципам справедливой торговли. Можно привести в пример популярную сегодня в Европе Ubuntu Cola, “человечный” продукт от компании Coca-Cola, 15% от которого идут на социальную поддержку жителей Малавии и Замбии, которые поставляют сахар для газировки.

qgG1708crCQ

Или вот пример совершенно абсурдной ситуации – мороженное Ben & Jerry, известно не только своей поддержкой инициатив  Fair Trade. Это также первое в мире мороженое, которое поддержало гей-браки.

Хорошая кофейная карма

Хорошая кофейная карма

Как же работает эта схема? Первый и самый важный аспект, заложенный в понятие справедливой торговли это цена товара. Для того, чтобы товар (например, пачка кофе) считался справедливым и имел право носить маркировку Fair Trade, производитель товара должен заключить с плантатором договор о минимальной цене, которую плантатор будет получать всегда, в не зависимости от ситуации на рынке. Таким образом, в моменты кризисов, неурожая или, наоборот, избыточного урожая плантаторы будут возмещать средства, затраченные на производство. Минимальная цена, при этом, действует только как нижняя планка. Если рыночная цена растет, то и цена, которую платит производитель кофе тоже растет. Помимо минимальной цены, существует понятие премиальной цены – надбавки, которую производитель кофе платит за покупаемый товар. Данная надбавка не выплачивается работникам плантации, а остается в общине. Представители организации Fair Trade вместе с руководителями общины демократическим путем решают на что будут потрачены дополнительные деньги. Главный критерий – они должны тратиться на развитие – на образование, здравоохранение, гигиену, поддержание экологии и так далее.

Деньги на поддержание справедливости, конечно же, идут из кармана потребителя. Товары Fair Trade, как правило, стоят на 5-15% дороже. Корпорации только транслируют потребительскую помощь. И, кстати, наличие различных зеленых маркировок на товаре уже перестало являться конкурентным преимуществом. Как это происходит с любым дополнительным, необязательным свойством товара или услуги, когда это свойство появляется у большинства конкурентов, оно становится обязательным. А его невыполнение уже является моветоном. Поэтому доброта корпораций здесь является только очередным этапом конкурентной борьбы. Потребители хотят видеть этичные продукты, значит, нужно выполнять это требование.

Помимо цены продуктов, стандарты Справедливой торговли регулируют и другие этические аспекты процесса производства товаров – запрет детского и рабского труда, гарантии безопасности рабочего места, право создания профсоюзов, приверженность правам человека, общественное развитие, защиту и сохранение природы. Система Сертификации Справедливой Торговли также развивает долгосрочные деловые отношения между продавцом и покупателем, префинансирование урожая, и большую прозрачность цепи поставок.

Fair Trade гарантирует лучшую жизнь производителям из третьего мира

Fair Trade гарантирует лучшую жизнь производителям из третьего мира

Интересно, что идею справедливой торговли критикуют и правые и левые. Правые, понятное дело, недовольны нарушением рыночных механизмов. Левые считают, что идея справедливой торговли полностью лежит в рамках капиталистической системы, создавая костыль, который никак не решает глобальных проблем экономической несправдливости. Очень едкую критику этичного потребления в целом и Справедливой торговли в частности предлагает философ Славой Жижек. Этой теме как раз посвящена одна из анимаций Британского Королевского Общества RSA. 

Поделиться в соц. сетях

Share to Facebook
Share to Google Plus
Соц-фронт, Устойчивое развитие
Tags: , , ,