О ШАРЛЕ ФУРЬЕ, УТОПИЧЕСКОМ МИРЕ СОЦИАЛИЗМА И ЖИВЫХ ПЛАНЕТАХ

Оригинальное учение Шарля Фурье о переустройстве мира

Сегодня речь о Шарле Фурье, не том Фурье, который математик, а об основателе собственного оригинального учения о переустройстве мира.

Парижская коммунна Улей

Парижская коммунна Улей

Сейчас существует несколько городов, которые живут по принципам, заложенным в его книгах. Например, город Утопия, штат Огайо или Ля Реюнион (рядом с Далласом, Техас). Известна также коммуна художников и артистов Улей (La Ruche), основанная в 1902 г. под Парижем.

Коротко описать смысл его учения невозможно, так как оно преимущественно строилось на странных умозаключениях об устройстве идеального мира. Все люди должны жить в дворцах-”фаланстерах”, центрах жизни фаланги — самодостаточной коммуны из 1600—1800 человек, трудящихся вместе для взаимной выгоды. Сам Фурье из-за отсутствия финансовой поддержки так и не смог основать ни одного фаланстера.

Фаланстер состоит из трёх частей — центральной и двух крыльев. Центральная часть отведена для отдыха и интеллектуального труда. Там расположены столовые, гостиные, библиотеки и студии. В одном из крыльев размещаются мастерские и прочие помещения для шумных видов деятельности. Там же находятся и детские комнаты, ввиду того, что дети шумят во время игр. Другое крыло спроектировано как большая гостиница с бальными залами и холлами для встреч с гостями. Предполагается, что гости должны заплатить за возможность увидеться с членами фаланги. Эти взносы должны будут поступить в казну фаланги, чтобы поддержать её автаркическую экономику. Также в фаланстере есть множество частных апартаментов и общественных мест.

«300 семейств поселян, соединившись в ассоциацию, имели бы один прекрасный сарай, вместо 300 никуда не годных, — одно хорошее заведение для выделки вина, вместо 300 плохих» и так далее. Не меньшую выгоду представит введение во все отрасли крупной системы производства пользование лучшими машинами, обработка земли согласно почвенным условиям. Самый труд будет значительно продуктивнее благодаря энтузиазму и соревнованию, которые охватят членов ассоциации, — тем более, что конкуренция здесь не исчезнет, а только потеряет свой острый характер, который придаёт ей противоречие интересов. Дело в том, что все работы здесь будут распределены между «страстными сериями»; каждый без различия пола и возраста избирает себе то занятие, которое его больше всего привлекает, и имеет право в один и тот же день переменить несколько серий; здесь для всех найдутся любимые занятия, и никто не захочет предаваться безделью. Результаты труда всех членов фаланги будут стекаться в её общие хранилища, и отсюда они могут получать всё необходимое: таким образом не будет нужды ни в каких посредниках при обмене товаров, и сама внутренняя торговля исчезнет. Вместе с тем, однако, в фаланге сохраняются частная собственность и неравенство состояний. Каждый будет иметь отдельное помещение сообразно не только своим склонностям, но и состоянию, питаться и одеваться, как кто захочет и сможет.

БУДУЩЕЕ. Вид фаланстера, дворца-коммуны на службе человечества

БУДУЩЕЕ. Вид фаланстера, дворца-коммуны на службе человечества

“Я шел один к цели, — восклицает он в порыве экстаза, — без приобретенных средств, без проторенных путей. Я один заклеймил двадцать веков политического слабоумия, и мне одному будут обязаны настоящие и будущие поколения началом их безграничного блаженства”.

Ниже позволим себе привести ещё несколько цитат из Брокгауза и Ефрона:
«Предвкушая блаженство грядущей жизни, в восторге созерцая грандиозную картину всеобщего счастья, пылкий Ф. совершенно забывает здравый смысл и смело пускается в бесконечное море фантазии, доходя до безумного бреда. Гармонически устроенная земля, пророчит он, даст необходимые испарения солнцу, и это вызовет новые творения в животном и растительном царстве. Вредные и опасные звери исчезнут, а на их месте появятся антильвы, антикиты, антитюлени, антигиппопотамы, антиакулы и т. д., которые будут служить человеку, перевозить на морях корабли, а на суше людей с громадной быстротой и всевозможными удобствами. Болота высохнут, вулканы потухнут, море изменится, и вода его превратится в нечто наподобие лимонада, роса сделается благовонной. Вся планетная система придет в движение, и над полюсом появится Северная Корона — новое светило вроде кольца Сатурна: когда её зажгут солнечные лучи, она станет нагревать полюс до температуры Андалузии и Сицилии, а в Петербурге климат будет такой же, как в Ницце. Самый организм человека, благодаря всему этому, преобразуется, и продолжительность его жизни достигнет 144 лет.»

О больных планеты и истине в виде жирафа
«Эта космогония дополнялась не менее фантастическим учением о загробной жизни, в котором главную роль играет переселение душ не только людей, но и планет, и солнц — в простой вселенной, двойной вселенной, тройной и т. д., причем планеты бывают мужеского рода и женского, подвержены болезням и т. д. т. п. К этому нужно прибавить, что Ф., увлекаемый глубокой в сущности мыслью о повсеместном единообразии всего творения, делает постоянные аналогии между явлениями самых различных порядков. Так, указанные выше 12 страстей соответствуют 12 тонам и полутонам гаммы; или дружбе соответствуют: нота ут, фиолетовый цвет, сложение, круг, железо; истина сопоставляется с жирафом и т. д.»

О том, как надо ворочать мешки
«Вместе с тем, измышляя новые, самые странные и причудливые названия и слова, коим не соответствуют никакие действительные понятия, произвольно создавая понятия о никогда не существовавших вещах, постоянно давая очень точные цифры и до мельчайших подробностей определяя формы будущего быта с такой яркостью и живостью, будто все это уже существует на земле и он сам это видел и изучал, Ф. почти нигде ничего не доказывает, если не считать за доказательства его аналогий, а только вещает, вполне входя в роль пророка, которого вдохновляет сам Бог, на которого возложена небесная миссия поведать открытые ему Божеством судьбы человечества, вследствие чего вера его в истину своих слов доходит до фанатизма.»

И среди сотен страниц всей этого детализированного бреда:
“Нищета и разврат” — вот как … характеризуются все те печальные экономические и нравственные условия, в которых живет большая часть человечества. Обращаясь, в поисках причин, к условиям современной организации, прежде всего замечаешь, что ведь только какая-нибудь 1/3 населения действительно трудится, а остальные или ничего не делают, или даже служат делу разрушения.
Таких “паразитов” Ф. делит на три группы:
1) домашних — к которым он относит большую часть женщин и почти всех детей и прислугу;
2) социальных — сухопутные и морские армии, “бесполезные соединения людей, употребляемые на то, чтобы ничего не производить в ожидании того времени, когда их употребят на разрушение”, добрая половина фабрикантов, 9/10 купцов, 2/3 агентов транспорта на море и на суше, сборщики податей;
3) дополнительных — законники и адвокаты, порождаемые современным режимом с его враждой и противоречием интересов, — люди состоятельные, заключенные в тюрьмах, больные и всякого рода отщепенцы (падшие женщины, нищие, воры, разбойники), стоящие в открытой вражде к нашей промышленности, к нашим законам и обычаям и требующие содержания чиновников и жандармов, равным образом непроизводительных.
Несмотря на это, даже одна трудящаяся часть населения могла бы достаточно производить на себя и на всех паразитов, если бы труд ее был правильно организован”.

Поделиться в соц. сетях

Share to Facebook
Share to Google Plus
Соц-фронт
Tags: , , ,