О ТКАЧИХЕ, DOLCE&GABBANA И ЛОГОТИПЕ КАПИТАЛИЗМА

Если бы сегодня был объявлен конкурс на создание логотипа для капитализма, им несомненно должен был бы стать ткацкий станок

Некоторые люди не совсем понимают, что такое капитализм. Сегодня мы хотели бы чуть-чуть рассказать о том, как он возник и почему.

До 16-17 века практически все европейские экономики были воинственно-аграрными — государства либо пытались занять пахотные земли и производить продукцию из земли, либо просто пытались захватить ресурсы других стран с помощью прямого и незамысловатого грабежа. Кроме того, экономики в большой степени исповедовали государственный протекционизм, который утверждал, что, государство должно как можно больше экспортировать и как можно меньше импортировать. Об этом подробнее будет в следующих выпусках, сейчас ограничимся простым перечислением фактов.

Что касалось не сельскохозяйственного производства, то этим занимались ремесленники, объединенные в мануфактуры и цеха. А затем, в период так называемой индустриальной революции появились станки, которые в корне изменили метод производства — поставили его на поток, позволяя производить много, быстро и дёшево. Важно отметить, что первым появившимся в Англии станком был именно ткацкий станок, поэтому не даром экономисты того времени бесконечно вращались вокруг ткачих и текстильного производства (достаточно вспомнить сколько упоминаний о ткачах содержится у Смита или Маркса — например, Восстание Силезских ткачей). Происходило это так: в 1764 году англичанин Харгривс изобрел небольшой ткацкий станок-механическую прялку, любовно названную им “Дженни”. Она производила непрочную нить, но в разы ускорило производство тканей. В 1769 году Аркрайт изобрел водяную машину “ватер”, которая могла производить прочную, но грубую нить. Кромптон в 1789 объединил достоинства каждой из машин и собрал знаменитую ткацкую мюль-машину (mule). Ещё два человека довели до непревзойденных высот качество и особенности производства — это Белл, который придумал задавать “программу” для нанесения рисунка на ткани с помощью специального барабана-программы и Хоррокс, который по сути соединил все прошлые наработки и сделал самый современный на тот момент ткацкий станок. Не удивительно, что в промышленности многие видели будущее — спрос на ткани был такой, что коммерсанты не могли обуздать его. Часть энциклопедии Дидро и Даламбера, о которой мы однажды рассказывали была посвящена станкам — в ней описывалась конструкция и методы работы с разнообразными (в основном, ткацкими) станками. Понятное дело, что спрос на ткацкие станки повел за собой остальные отрасли (металлообработка, паровые машина Уатта и т.д.). Если в начале XVIII века Англия экспортировала хлопок и шерсть, то к концу века она покупала только исходные материалы и экспортировала приготовленные из них ткани высочайшего качества. В 1790 году на крупных предприятиях Англии работало до 90 тысяч рабочих.

WrWyth7128QЭтот короткий обзор показывает интересный факт о том, что весь капитализм вырос из ткацкого станка, но что ещё более интересно — продажа “шмоток” так и осталась двигательной силой капитализма до наших дней. Если внимательно присмотреться то одежда является центральной идеологией, вокруг которой строятся все торговые центры. К сожалению, какой-то вменяемой статистики не нашлось, но по ощущениям 80% ритейла — это одежда. Есть торговые центры, в которых нет ничего кроме платьев и юбок. Списки богатейших людей пестрят итальянскими фамилиями-брендами.

Короче, если бы у капитализма был логотип, то это бы без сомнения был ткацкий станок.

Поделиться в соц. сетях

Share to Facebook
Share to Google Plus
Поп-экономика
Tags: , ,