О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВА

Много слов было сказано о происхождении государств и структур управления, но мы всё же хотели сделать короткий обзор существующий концепций

Хочется отметить, что 99,8% своего существования человек не имел какой-либо государственной организации, поэтому такая совершенно очевидная для нас сегодня вещь зародилась сравнительно недавно. Например, антрополог Р. Карнейро говорит: “В начале каменного века автономных коммун было не так много, но к 1000 веку до н.э. их количество достигло 600,000(!). Автономная организация начиналась так серьёзно, но всего за 3 тысячелетия сократилась с 600,000 отдельных коммун до 147[государств]. В связи с такой тенденцией превращение 147 в 1 является не только неотвратимостью, но должно произойти в кратчайшие сроки”.

Как же всё-таки эти 600,000 коммун превратились в государство? Есть несколько взглядов на эту историческую задачу.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ (Конт, Спенсер)
Сторонники данной теории считают основным фактором сложения государства консолидацию общества, находящегося в состоянии стресса. В частности, при увеличении населения потребности в интеграции могут настолько возрасти, что это вызовет появление управленческих структур. В качестве примера такого подхода можно привести гидравлическую теорию, предложенную историком Карлом Витфогелем в 1950 г. Он объяснил происхождение цивилизации необходимостью ирригации аллювиальных долин. Повышение продуктивности полей повлекло повышение плотности населения и повысило возможности урбанизации. Для поддержания ирригации нужно было мобилизовать трудовые ресурсы. А для организации контроля над расходом воды было необходимо правительство. Отсюда возникла система дифференцированного лидерства — восточный деспотизм.

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Эта теория является наиболее популярной среди археологов. Ее исходным пунктом является биологическая теория Мальтуса. Рост населения требовал увеличения продуктивности труда или ресурсов, если этого не происходило, увеличивалась смертность и понижалась рождаемость населения.
Американская исследовательница Эстер Босеруп в книге “Условия сельскохозяйственного роста” несколько поправила Мальтуса. По ее мнению, в условиях интенсивного земледелия повышение эффективности труда вызывало новый рост населения. А это в свою очередь требовало внедрения новых методов обработки земли, что сказывалось на ее продуктивности. Вслед за этим появлялся избыточный продукт, стимулировавший развитие ремесла и рождение администрации. Различия в размерах поселений указывали на их иерархию и существование централизация в управлении и распределении ресурсов.
Эти аргументы получили поддержку г. Джонсона, изучавшего более мелкие общества на основе этнографического материала Африки. Он показал, что уровень организации рос вместе с ростом размеров лагеря. Если в маленьком лагере основной социальной единицей была индивидуальная или нуклеарная семья их 3-4 человек, то в большом – расширенная семья из 11 человек. В крупных обществах, таких как на Новой Гвинее, иерархические социальные системы были нужны, чтобы поддерживать общество в целом.

КЛАССОВАЯ ТЕОРИЯ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
В соответствии с данной теорией, становление государства происходило через распад первобытных отношений, социальную и имущественную стратификацию и разделение общества на противоположные по своим интересам классы. Возникшее неравенство закреплялось правом. Таким образом, в основе усложнения общества лежал классовый конфликт, для подавления которого создавались органы управления, армия и происходила легитимизация власти. Американский ученый Л. Крадер считал, что государство — это продукт разделения общества на два класса: производителей и управляющих. Оно является формальной организацией классового общества. Наивысшим выражением теории внутреннего конфликта является книга Фридриха Энгельса “Происхождение семьи, частной собственности и государства”, впервые опубликованная в 1884 г.

ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА (Локк, Гоббс, Руссо)
По этой теории государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания, по которому люди часть своих прав, присущих им от рождения, передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека.
Например, Гоббс описывал догосударственное состояние как “войну всех против всех”, где каждый имеет право на всё, а государство(абсолютную власть, в его случае) — как единственную форму организации, которая может победить первобытный хаос и дать обществу развитие.

НАСИЛЬСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ (Гумплович)
Ещё одной любопытной теорией является насильственная теория. По мнению Л. Гумпловича племена кочевников-завоевателей захватывают оседлых земледельцев и устанавливают над ними свою власть, формируя элиту общества, которая должна создать сложный аппарат для контроля над захваченными землями. Интересно, что эта теория была воспринята в своих целях нацистами и научными расистами через Социальный Дарвинизм.

Кстати говоря, если говорить о концепциях, то интересно какая из теорий описывает появление государства на Руси? Впрочем, кое-какие исторические источники могут помочь разрешить этот вопрос. К примеру, интересно глянуть на записи о Русском посольстве 912 г. в Константинополе. В летописи упоминается следующая княжеская свита (в скобках дана транскрипция): Рюрик (Rorik), Аскольд, Дир, Олег (Helgi), Игорь (Ingwar), Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид.

Поделиться в соц. сетях

Share to Facebook
Share to Google Plus
Соц-фронт
Tags: , ,