О КОРПОРАЦИЯХ-ГОСУДАРСТВАХ

Транснациональные корпорации начали брать на себя все больше функций, которые раньше принадлежали государству. Это еще показывает, что идея экономического базиса и социальной надстройки сегодня живее всех живых

Недавно мы рассуждали на тему отказа от идеи национальных государств. Получается, что сегодня идея национального государства медленно но верно устаревает, оказывается пережитком прошлого, который никак не отвечает текущим задачам глобализирующегося мира. Синдром независимости и национальной идентичности, которым заражены государства, больше не помогает сбалансированному прогрессу, вместо этого расшатывая баланс единой системы (перетягивания политического одеяла, войны, торговля экологическими квотами, страны-мусорные свалки – можно приводить примеры до бесконечности).

И в первую очередь, как будто по учебнику дедушки Маркса, национальные государства становятся атавизмом по отношению к экономической системе. Идея экономического базиса и социальной надстройки сегодня живее всех живых, даже если кто-то в ней и сомневается. Экономический гуру профессор Питер Дракер еще в конце 60х годов писал, что «впервые создалось такое положение [...] при котором политическая единица, т. е. территория, и экономическая единица не соответствуют друг другу, что представляет определенную угрозу национальным правительствам».
Под экономическими единицами здесь, конечно, понимаются мультинациональные корпорации. И действительно – сложно переоценить ту роль, которую они неосознанно надели на себя, руководствуясь погоней за прибылью, а на самом деле придя к установлению нового мирового порядка. Как говорилось в ролике “История вещей”, который мы уже выкладывали, из 100 крупнейших экономик мира сегодня только 49 представляют собой государства, а 51 – корпорации.

И действительно, так и или иначе, часто даже против своей воли, вынуждаемые давлением рынка, мультинациональные корпорации начинают выполнять те задачи, которые традиционно были обязанностью государства.

Во-первых, ничто так не влияет на людей, граждан различных стран, как размещение производственных, исследовательских и дистрибьюторских мощностей крупных корпораций. Это моментально влияет на рынок труда, на систему образования в регионе и другие социальные аспекты жизни. При этом, сторонники развития мультинациональных корпораций видят в этом только положительные моменты, так как по их мнению, бюрократические государства не способны выполнять перечисленные социальные задачи рационально, а корпорации способны. Противники видят эту идею по другому.

Во-вторых, сегодня важнейшим элементом корпоративного этикета является “социальная ответственность” корпораций. Первым требованием, которое потребители предъявляют к любому предприятию, является его общественная, социальная полезность, вокруг которой может быть ориентирована и его прибыльность, а не наоборот. Сегодня именно корпорации помогают бороться с голодом в Африке, развивают мелкое предпринимательство в ареалах своего обитания, ищут и развивают таланты, спонсируют систему образования и т.д. И во всей этой социальной активности прибыль уже давно не играет основной роли, уступая имиджу бренда, который хотя и является в конечном итоге той же самой прибылью, но работает по другому.

В-третьих, в работе корпораций присутствует элемент рыночной демократии, только голосование на выборах заменяется здесь голосованием рублем (подробнее об этом в статье – этичное потребление). И на поверку это часто оказывается не менее действенным механизмом. Голосование рублем уже вынуждало корпорации прекращать сотрудничество с диктаторскими режимами, заставляло их проводить социальные преобразования в регионах размещения производственных площадок и т.д. (достаточно вспомнить самые крупные дела 90х годов о потребительских бойкотах Nike, Shell и McDonalds).

В-четвертых, в этой рыночной демократии огромную роль играют средства массовой информации. Здесь у них больше простора и меньше цензуры, чем в сфере политического. Если СМИ устраивают нападки на корпорации, это значительно чаще дает положительные результаты на общество, чем нападки на правительства.

О защите прав потребителей уже можно и не говорить. Владельцы сетей супермакетов сегодня охраняют потребителя от некачественных товаров как настоящие церберы и защита эта значительно эффективнее того, что могли бы предложить любые правительственные организации со своей бюрократией.

Нравится это нам или не нравится, но сегодня это работает именно так. Разговоры о политической системе не могут быть отделены от ее экономического устройства. Поэтому полезно в нем хотя бы немного разбираться.

___

В дополнение предлагаем вам посмотреть интересный ролик про  социальную ответственность бренда Lipton и взаимодействие с Rainforest Alliance

Поделиться в соц. сетях

Share to Facebook
Share to Google Plus
  • DUsSB4HC7Jo
  • m7bBbcIQOSI
  • 8YObr4-3wo4
  • zxOD2o31dxw
  • nm0OmywbKI4
Нетленка, Соц-фронт, Устойчивое развитие
Tags: , , , ,