О ГЛОБАЛИЗМЕ И МИРОВОМ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

Еще один обзор идей Аурэлио Печчеи (главы Римского клуба) в связи с интереснейшим вопросом — разрушением концепции национальных государств в пользу глобального мирового управления.

Этот вопрос обсуждается политологами, учеными и философами уже не как теория, а как отражение процесса, который фактически свершается на наших глазах естественным путем, повинуясь внутренним законам развития общественной системы. Однако, в 1974 году Печчеи вывел необходимость отказа от идеи национальных государств логическим путем — через изучение проблем, с которыми столкнулось человечество. Еще раньше эту идею высказывал Маркс в манифесте коммунистической партии, но в связи с другими причинами, поэтому его идею здесь затрагивать не будем.

С повышением уровня экономической глобализации национальные государства стали сталкиваться с проблемами, источник которых находится за их пределами (экологические проблемы, международные террористические группировки, международная организованная преступность, ужасающее социальное неравенство между странами и пр.) В эпоху глобальных проблем Вестфальская идея национального государства перестает решать задачи, ради которых она создавалась, так как структура задач изменилась кардинально. Конкуренция национальных государств серьезно усугубляет общие проблемы человечества, связанные с общим переизбытком населения на Земле, истощением природных ресурсов, экологией, которая не считается с государственными границами, проблемой нищеты и безработицы целых стран на фоне благополучия других и т.д.
Хотя сейчас кризис национальных государств и постсовременное государство обмусолены политологами со всех сторон, но до радикальности идей Печчеи доходят не многие. А на фоне очередного витка поиска “русской идеи” и “русского пути”, эти высказывания выглядят совсем крамольно.

Вот некоторые из них:
1. Печчеи всячески поддерживал деятельность межгосударственных организаций, таких как ООН, МВФ, ЮНЕСКО и пр., хотя и указывал на половинчатость(sic!) большинства их начинаний.
2. Он призывал к установлению международного контроля за земными ресурсами, искренне недоумевая, по какому закону люди, случайно оказавшиеся на территории, богатой ресурсами, считают себя их полноправными владельцами. “Попытка трактовать право на ресурсы с внутригосударственных позиций противоречит не только марксистскому положению о коллективной собственности на землю и на средства производства, но и в еще большей степени – завтрашнему глобальному подходу”
3. Призывал к срочному внедрению контроля рождаемости, основанному на научном подсчете количества человек, для которых на нынешнем уровне технологий возможно обеспечить наличие социального минимума. При этом рождаемость должна была быть ограничена на всей планете, так как и растет она в целом на всей планете.
4. Призывал установить международный контроль за прогрессом. Обосновывал необходимость развивать только те разработки, к которым человек морально и нравственно готов, при этом некоторые разработки необходимо запрещать до тех пор, пока развитие человеческих качеств не позволит создать условия, при которых эти разработки принесут однозначную пользу.
5. Призывал провести рационализацию территориального расположения мирового производства на основании рационального(научного) выбора лучших мест для разработки, производства, добычи ресурсов и т.д.
6. Призывал создать общемировую систему изучения проблем занятости, начиная с оценки потребностей в рабочей силе в том или ином регионе, и регламентации и координации на международном уровне всех вопросов, связанных с обеспечением занятости, подготовкой кадров и профессиональным обучением.
7. При этом он считал крайне важным максимальное сохранение культуры, созданной человечеством, и даже предлагал организовать «Культурный корпус», который объединил бы добровольцев из всех стран мира, желающих защитить и сохранить наследие (предлагалось рассматривать обязанности, связанные с работой в корпусе, как замену военной службы).

Печчеи был убежден, что если человечество не сможет создать единую рациональную мировую систему, то его история закончится катастрофой уже в следующем веке. (подробнее в статье о Пределах роста) Для этого нужно всего лишь повысить человеческие качества нравственности, морали и ответственности. Построить Новый гуманизм (подробнее здесь).
Однако далеко не все разделяют веру Печчеи в силу человеческих качеств и доверяют ему самому. Существует мнение, что глобализация ведет не к отказу от национальных государств, а лишь к экспансии нескольких глобальных государств на остальной мир, при которой они лишаются некоторых функций государства, но вместо этого получают более важные бонусы.
Некоторые последователи конспирологических теорий, как российские, так и иностранные, прямо обвиняют Печчеи и Римский клуб в формировании мирового заговора в пользу нескольких государств.

Но оставим в стороне конспирологию. Сегодня все больше исследователей отмечает, что многие идеи стали воплощаться в жизнь сами собой, действуя по совершенно другим законам. О том, что может в будущем занять роль национальных государств, мы расскажем в одном из следующих выпусков.

Поделиться в соц. сетях

Share to Facebook
Share to Google Plus
  • IjcA_GNMjuQ
  • xmQn31FO5zc
  • 5lf1HmFZTW0
Соц-фронт, Устойчивое развитие
Tags: , , , ,