НЕКОТОРЫЕ ФАКТЫ ОБ ОБРАЗОВАНИИ ВО ФРАНЦИИ

Начальная школа, реформы образования, познавательные музеи, вживление толерантности, книги о взрослых проблемах для детей

Вслед за великими умами всех времен мы придаем колоссальное значение образованию для развития общества. Поэтому мы решили запустить серию статей про образование в разных странах и в разные времена. Начнем ее с некоторых фактов о сегодняшнем уровне образования во Франции, колыбели Просвещения. Обычно под образованием понимают как научение (получение знаний), так и воспитание (адаптацию ребенка к обществу и взрослой жизни). Эта заметка, которую скорее можно считать набором фактов, чем исследованием, посвящена обоим аспектам образования самых маленьких (начальная школа).

Нужно начать с того, что французы очень недовольны своей системой начального образования. Можно, конечно, ссылаться на то, что французы, как нация пессимистов недовольны всем, но факты говорят за себя. Согласно исследованиям, 40% детей, заканчивающих начальную школу в возрасте 10 лет испытывают большие проблемы с письмом, чтением и счетом. Около 15 % не имеют даже базовых навыков в этой области. Почти 20% детей бросают школу после начального уровня. Люди с таким уровнем образования составляют 45% от всех безработных. Хотя, надо отметить, что по странноватому рейтингу образовательных достижений учащихся PISA Франция находится на 22 месте, тогда как Россия на 42.

Некоторые французы приписывают проблемы образования и воспитания излишней демократизации и либерализации как общества в целом, так и системы образования, которая произошла после 1968 года. Прогрессивная молодежь того времени решила, что детям нужно давать максимальную свободу и воспитала целое поколение l’enfant roi (дословно “дети короли”), в высокой степени индивидуалистическое, не уважающее родителей, не слушающееся никого. Катастрофический разрыв связи поколений можно увидеть хотя бы в том, что родителей, достигающих пенсионного возраста, автоматически сдают в дом престарелых. Это даже не вопрос обсуждения.

В стране постоянно горят дебаты вокруг системы образования и рождаются реформы. Например, раньше в начальной школе (от 6 до 10 лет) дети изучали только французский язык, математику и игру на лютне. Некоторое время назад программу серьезно расширили, включив туда естественные науки и иностранные языки. В итоге, дети разучились считать и грамотно изъясняться на собственном языке.

Очередная реформа должна с этого года перевести начальную школу с 4 дневного обучения на 4,5. Французы посчитали, что их школьники в год проводят на 25% меньше времени в классе, чем, например, немцы.

Интересно в связи с этим отметить, что в 70-80-е, и даже в 90-е годы во Франции было воплощено множество отличных проектов, которые должны были поднять уровень образованности детей. Мало где можно увидеть такие отличные познавательные музеи, как в Париже. Например, Cité des Sciences et de l’Industrie (Городок науки и промышленности) — огромное стеклянное здание, начиненное интерактивными инсталляциями, объясняющими законы жизни и природы. Практически в каждом музее есть игровые программы для детей, напоминающие игру “по станциям”. Но далеко не везде коллекции и интерактивы обновляются до современного уровня. Например, в музее естественной истории есть отличная экологическая экспозиция о влиянии человека на окружающую среду, которая не обновлялась с середины 90х годов. Все это выглядит, как остатки каких-то прежних гуманистических проектов, на которые сейчас нет ни времени, ни денег, ни желания.

Однако толерантности конечно уделяется огромное внимание. Все образовательные площадки (школы, музеи, университеты) полностью экипированы для инвалидов и людей с ограниченными возможностями. Много внимания уделяется вопросам половой дискриминации. Например, недавно какая-то группа активистов в министерстве образования провела исследование и узнала, что в 80% случаев героями детских книжек являются мальчики. Тут же было объявлено, что это дискриминация девочек и было дано задание пересмотреть набор детской школьной литературы. Они еще не забыли упомянуть, что пора устранять клише, навязываемые воспитанием, вроде куклы для девочек, а конструкторы для мальчиков.

Детская игрушка - отражение набора сексистских клише

Детская игрушка – отражение набора сексистских клише

Чтобы закончить статью чем-нибудь позитивным, можно упомянуть, что зато гораздо больше внимания, чем в России уделяется вопросам подготовки ребенка к жизни. В прикрепленных картинках есть серия книг под названием Ainsi va la vie (Такова жизнь). Эта серия выпускается с 1992 года и в комиксах рассказывает детям о важных вопросах взросления: конфликты с другими детьми, с родителями, сложные жизненные ситуации, страхи, влюбленности, половое созревание, отношения с религией. Больше сотни книг. Наверняка многим родителям в России хотелось бы иметь такие книги.

На картинке приведены следующие книги:

Дядя Лили и Макс в тюрьме, Лили боится смерти, Эмили не любит, когда ее мама много пьет, Макс и Лили помогают детям мира, У подруги Лили смертельная болезнь, Родители Лили ругаются, Лили будет защищать природу, Дедушка умер

Книги про Макса и Лили из серии "Такова жизнь"

Книги про Макса и Лили из серии “Такова жизнь”

Поделиться в соц. сетях

Share to Facebook
Share to Google Plus
Просвещение-21, Соц-фронт