О ПСИХОАНАЛИЗЕ ПО ЛЬЮИСУ КЭРРОЛЛУ И ПРОБЛЕМЕ ВЕРЫ, ПРОБЛЕМЕ ВЕРЫ, ПРОБЛЕМЕ ВЕРЫ

"Вот логово Снарка, да что говорить - Верь в то, что сказал я три раза!". Продолжение рассуждений на тему девальвации слов и навешивания ярлыков

В этом журнале уже упоминалось такое явление, как девальвация слов. Но так как мысль имеет исключительную важность, хочется ещё раз вернуться к этому разговору.

С точки зрения психологии (мы не психологи, это чисто эмпирические наблюдения; пусть профессионалы поправят) человеческое сознание имеет ряд замечательных свойств. Одним из них, как мы писали ранее, является стремление к установившемся режиму “агитационного аттрактора”, т.е. построению непротиворечивой модели мира и как следствие “фильтрация” враждебной информации. Термин “агитационный” используется здесь в том смысле, что внутри головы создаётся микро-идеология и даже микро-инквизиция, которая оценивает значимость материала для индивидуума. Подсознание всё время твердит: “Нет, это не может быть так!” или вообще не уделяет внимание каким-то важным вещам (вот, к примеру, концу нефти https://vk.com/oil_counter)

Другое не менее интересное свойство состоит в том, что некоторый ассоциативный отдел мозга распределяет информацию согласно тем же принципам, которые господствуют сейчас в интернете — по тэгам. Переводя с английского: навешивать “ярлыки”. Ярлык в данном случае — это некое выражение, которое синтетически присовокупляется к некоторому понятию. До такой степени, что это начинает как стих отскакивать у вас от зубов.

Льюис Кэрролл, талантливый математик, любитель противоречий и абсурда, в первых строках “Охоты на Снарка” приводит очень правдоподобную модель работы сознания. Он пишет так:

“Вот место для поисков Снарка”, – изрек
Их Кормчий и всех хлопотливо
За волосы взяв, перенес на песок
При высшей отметке прилива.

“Вот Снарка обитель! Готов повторить!
Вам смелость придаст эта фраза.
Вот логово Снарка, да что говорить -
Верь в то, что сказал я три раза”!

Сложно найти более точное определение человеческой натуры — повтори человеку что-нибудь три раза и можешь делать с ним всё, что захочешь. Это настолько верно, что многие сказки и вообще разнообразный эпос всё время повторяет всё по три раза, да и сюжет зачастую тоже вращается вокруг этого магического рефрена.

Но если какое-то слово повторять много раз подряд, то странным образом оно теряет свой смысл. Попробуйте повторить в слух несколько раз подряд любое слово, ну например: “путин”, ну или “ленин” (чтобы нас не уличили в излишней политизированности). Жаль смотреть на людей, которые с остервенением повторяют одно и то же, потому что внезапно оказывается, что у этого уже нет никакого смысла.

И тогда намного более понятным становится наш лозунг, обозначенный наверху страницы. К нему можно добавить только: Назад, к первоисточнику!

Поделиться в соц. сетях

Share to Facebook
Share to Google Plus
  • rhlP6LEm4bc
  • jEqA18Uic0I
Нетленка, Соц-фронт