О ГЛУШЕНИИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ И БОРЬБЕ ДЖИУ-ДЖИТСУ

Свобода слова становится бессмысленным понятием, если за ревом коммерческой какофонии тебя никто не слышит. Наоми Кляйн. No Logo.

Сегодня пародия на рекламу является неотъемлемой частью медийного пространства наравне с самой рекламой. В последние годы прессинг рекламы стал настолько велик, что в обществе выработался абсолютно естественный защитный механизм – высмеивания, переворачивания, вскрывания тайных смыслов.
Мы хотим познакомить вас с некоторыми работами так называемых “глушителей культуры” и поворошить немного истоки возникновения этого рода активизма.

Активизм глушителей культуры является реакцией на целый комплекс социальных, экономических и психологических проблем общества, жизнь которого свели к простым, практически физиологическим действиям, направленным на поддержание колеса экономики. А методы, которые они используют, накоплены и опробованы человечеством уже множество раз в различных ситуациях.

Механизм вскрытия истинных смыслов слов и явлений известен еще из разнородных шаманских практик: для того, чтобы понять истинный смысл слова, на которое уже успели налипнуть ярлыки, изменившие его изначальный посыл, иногда достаточно слегка его изменить. О ярлыках и девальвации слов мы уже писали здесь.

В 50е-60е годы ХХ века Ги Дебором и его обществом ситуационистов был изобретен эффективный и остроумный способ борьбы с массовой культурой при помощи нее же самой, известеный как détournement. Они догадались, что можно вносить небольшие косметические изменения в уже существующие и фетишизированные медийные объекты, полностью меняя их значение на противоположное – вскрывая их истинный смысл. Главное здесь, чтобы оригинал был достаточно известен и узнаваем. Тогда вся мощь системы, пущенная на рекламу оригинала, могла быть повернута против него.

Позже, редактор журнала Adbusters (Рекламобойцы) применил к détournement метафору восточной борьбы джиу-джитсу. “Чтобы одолеть противника, мы используем импульс его собственного движения, его собственную силу”. Получалось, что, чем сильнее противник, чем больше усилий он вкладывает в создание имиджа, тем проще с ним бороться.

В 80е-90е годы вся сила этого метода была пущена против порядком надоевшей рекламы, окружавшей людей в каждой клеточке публичного пространства. Появилось целое направление “глушителей культуры” (Culture Jamming), основным медийным органом которого был журнал Adbusters.
Можно упомянуть следующих известных “глушителей”: Rodriguez Gerada, Kalle Lasn, Bill Schmalz, Billboard Liberation Front и другие, которых можно с легкостью загуглить при желании.

Поделиться в соц. сетях

Share to Facebook
Share to Google Plus
  • 2
  • 9
  • cj3
  • IShop
  • 3
  • IMG_0233a
  • RG-culture-jamming-4
  • 5
  • RG-culture-jamming-2
  • 12
  • 4
  • 1
  • adbusters_CurbYourConsumption
  • adbusters_BND_visa
  • adbusters_barcode_run
  • adbusters_buyological
  • adbusters_themoreyouconsume
  • adbusters_marlboro_missmylung
  • adbusters_88_Campbell_terrorism
  • adbusters_escape_barcode
  • adbusters_max_temkin_oil_poster
  • 8
  • 11
  • 10
  • Billboard2-620x229-thumb-500x184
  • adbusters_mc_eatfast2
  • 6
  • 7
  • adbusters1
Культ-фронт
Tags: , , ,