О ГЕНЕЗИСЕ ЯЗЫКА, ЭНЦИКЛОПЕДИИ И РЕВОЛЮЦИИ

Энциклопедия Дидро и д'Аламбера - один из главных продуктов Просвещения

Мы как-то уже рассказывали вам про сопротивление природе, когда говорили об анатомических атласах.

Стремление человечества упорядочить мир вокруг себя, завладеть им, вылилось в возникновении языка, который фиксировал реальность в человеческом сознании. Но язык использовался не только для общения, он сам стал системой-накопителем, вокруг которого кристаллизовалась человеческая жизнь, человеческий опыт. Об этом говорит кроме прочего наличие большого количества слов, которые иногда даже невозможно адекватно перевести на другой язык. Например, в шотландском языке есть слово “tartle”, которое означает заминку из-за того, что вы забыли имя собеседника. Или в немецком языке есть слово Schadenfreud, по подобию которого было сделано русское слово “зло-радство”. В других языках такого понятия просто нет. Это подтверждает, что в языке закреплялся накопленный жизненный опыт. Что уж говорить, что по поговоркам лингвисты сегодня распутывают судьбы народов. К примеру, по достаточно расплывчатым данным они определили откуда попали на остров Пасхи первые поселенцы. В результате более поздних точных генетических исследований эти предположения полностью подтвердились.

Разрастаясь язык не смог больше являться целым, а распался на специальные языки, которые росли вокруг разных областей знаний — латынь, например, стала международным языком науки и являлась таковой вплоть до 19 века. Ученый не мог просто так взять и выпустить значимый труд на каком-нибудь местном языке, его бы никто не стал читать. Знания накопленные в языке стали организовываться в книги.

Первыми такими “организациями знаний” стали своды законов (первый, наверное, свод законов Хамурапи в Месопотамии). Традиция, которая тогда не отделялась от законов (как, впрочем, часто и сегодня), кристаллизовалась в священных писаниях, передаваемых из поколения в поколение — Тора и Талмуд, например, являются “книгами на каждый день” — в них описано почти всё возможное поведение. Религиозные книги ислама также серьезно регламентируют жизнь верующего — например, там даже указано какой именно рукой можно очищаться после туалета (только левой), и что нужно обязательно использовать воду (только бумагу для этого использовать нельзя).

Первые действительно научные книги организующие знания появились в Греции. Naturalis Historia Плиния (77 г.), пожалуй, самая полная и интересная в этом отношении. Плиний не успел закончить её, он погиб при извержении вулкана Везувий. Эта книга пыталась описать все технические аспекты: архитектуру, медицину, геологию, географию и ещё многое из окружающего его мира.

В средние века варваров не очень интересовали знания, как и нас сегодня, впрочем. Севильский архиепископ Исидор был одним из немногих людей, фиксировавших знания. Его Etimologiae составляет 20 томов совокупных материалов по разным темам. Пока Европа прибывала в свойственной ей фазе болота, на африканском континенте и ближнем востоке расцветала в своём зените арабская цивилизация: аль-Рази, ибн Сина, аль Масуди, Ашариты.
Империя Сун (Китай) ещё не зараженная ядом монголов создает четыре энциклопедии по разнообразным темам в 10 веке.

В Европе хоть какой-то интерес к организации знаний вернулся только к 16 веку. Но современные энциклопедии всё-таки являются продуктом эпохи Просвещения. Три из них — “Циклопедия” Чамберса 1728, “Энциклопедия” Дидро и д’Аламбера (1751-1780), изначально задумывавшаяся как перевод Циклопедии и Британника (1768-1771) стали основной современной науки.

OFFNE1qMdSM

Д’Аламбер

QHPVW5mqnCE

Дидро

Важно отметить какое влияние оказала “Энциклопедия” Дидро и д’Аламбера на эпоху. Её создание сопровождалось скандалами, в основном со стороны церкви, которая негодовала по поводу свободной трактовки многих вещей, но мадам Помпадур оказывала огромное влияние на продвижение энциклопедии и все скандалы улаживались. Рождение энциклопедии было спровоцировано эпохой, знаниями, которые сами выливались на бумагу — в 28 томах (72 тысячи статей, 3200 иллюстраций) было организовано всё от перечисления всех видов насекомых до устройства шахт и производства самых современных станков того времени, построена полная таксономия знаний (математика, например, справедливо относилась к философии). Это была сумма человеческих знаний той эпохи, которая произвела сдвиг в головах, спровоцировавший французскую революцию 1789 года.

Описывается получение пирита.

Описывается получение пирита.

Сегодня мы увидели расцвет и создание новой — электронной энциклопедии wikipedia, которая является базисом информационного общества, удовлетворяя его потребность самоорганизовываться. И она есть отправная точка нового революционного понимания мира, в котором нет места фетишизму. Это мир, о котором мы написали в самой первой статье.

Поделиться в соц. сетях

Share to Facebook
Share to Google Plus
  • vpu5wpzZMu8
  • CvobSnbfaoY
Нетленка, Просвещение-21, Философия науки
Tags: , , , ,