О БОРЬБЕ РЕЛИГИИ И ЭВОЛЮЦИИ И ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЖИЗНИ

Продолжаем раскручивать историю и основы возникновения теории эволюции. “Следы естественной истории создания” (Vestiges of Natural History of Creation) - Роберт Чамберс

Вообще XIX век это время революций во всех областях. Они во многом были спровоцированы переходом к индустриальному способу производства, т.е. сменой экономической формации (так утверждает ряд немецких ученых). Введя новое миропонимание новая формация отбросила инертные и сопротивляющиеся пережитки прошлого на второй план, это выразилось в повсеместной борьбе. В первую очередь эта борьба происходила между двумя главными классами, одним, сходившим с исторической сцены, но всё ещё имевшем большое влияние — аристократией, и другим, только зарождавшимся, но уже окрепшим в своих идеях — индустриальной буржуазией (эта общепринятая классификация в России, хотя и немного отличается от принятой на западе).

Борьба шла и на поле науки, и на поле религии. Здесь становится понятно, что теория эволюции была научным противопоставлением религии и креационизму, пропагандировавшимся аристократией. В начале XIX века кроме тех трудов, которые мы упомянули в прошлых статьях ещё много было написано по этой теме.

Одной из таких книг является изданная в 1844 (за 15 лет до “Происхождения видов” Дарвина) “Следы естественной истории создания” (Vestiges of Natural History of Creation). Изначально она была издана анонимно и приписывалась разными критиками и Дарвину и Лайелю (основоположнику геологии) и многим другим. В конце концов выяснилось, что автором был френолог-издатель Роберт Чамберс (правда уже после его смерти).

“Следы” деистическое произведение. Деизм — “религиозная” концепция, утверждающая, что Творец создал материю и основные законы физики, а затем отошел от дел и больше не вмешивается в жизнь вселенной. Такой подход был очень популярен на протяжении 18 века, в котором Чамберс воспитывался. “Следы” прослеживают историю мира от образования газовых облаков, которые складываются в планеты и звезды и т.д. вплоть до зарождения человека. Однако, жизнь по Чамберсу зарождается спонтанно и преобразуется от низшей формы (газообразных облаков) до человека через Трансформизм (то есть постепенный переход одних видов в другие). Важным здесь является то, что по его мнению причиной перехода является предначертанный, заложенный ранее план Творца.
Для пояснения своей концепции он приводит в пример кораллы, которые в основном состоят из “горной породы” Кальция (Ca), это переход от неживой материи к живой. Другим интересным примером является “самозарождение” насекомых. Здесь он ссылается на опыты Эндрю Кросса, который в 1836 году с помощью электричества смог получить насекомых. Вообще Кросс занимался выращиванием кристаллов, электролизом и изобретением первой батарейки, но в одном из опытов между электродами стали появляться мелкие насекомые — клещи. Чамберс приводил это в качестве основного доказательства самозарождения(электричество-то оно же везде и всегда). Стоит к этому ещё вспомнить, что подобную мысль об электричестве выдвинула в 1818 Мэри Шэлли в своем романе “Франкенштейн или современный Прометей”.

Известно, что Дарвин не только был одним из первых читателей “Следов”, но и прямо сослался на них в своём главном труде.
(текст книги располагается по ссылке)

Поделиться в соц. сетях

Share to Facebook
Share to Google Plus
  • QrSM5DtXS6g
  • 2LZ55tBFElc
  • Ho8MQd06Xrs
  • SSopefn7wqQ
Философия науки
Tags: , ,