ОБ УТИЛИТАРИЗМЕ В ИСКУССТВЕ, СОЦИАЛЬНОМ ДОЛГЕ И ДВОРЦАХ КОММУНИЗМА

Теоретик и практик архитектуры Яков Чернихов создавал свои работы в годы расцвета коммунистической идеи, наполненной верой, надеждой и мечтами о новом Обществе.

С одной стороны, характеристикой этого общества должен был стать гуманизм, в котором машины и заводы будут трудиться на благо каждого человека, а не отдельных капиталистов. С другой стороны, в этом обществе индивидуум мог быть значим только в аспекте героизма, а главной задачей каждого отдельного человека была работа на благо всего общества. Так утилитаризм эпохи проявился в понятии социального долга, которое прослеживается в работах практически всех действующих в то время художников.

1920-е годы были отмечены пафосом индустриализации. В эти годы появилась пьеса Мосолова “Завод” и балет Шостаковича “Болт”. Поэты разговаривали с шатунами и цилиндрами о судьбах индустриализации.
Чернихов, зараженный идеями нового общества и попавший под влияние этики утилитаризма, включается в проектирование промышленных зданий и машин. Он, кстати, был далек от фетишизации формы машины. С его слов, подстраивание архитектурных сооружений под форму машины, впрочем как и под природную форму, было нелепостью. Так как не отвечало рациональным задачам утилитаризма.

Помимо теоретической и практической работы Чернихов преподает на рабфаках и строительных и архитектурных факультетах. Разрабатывает методики преподавания и системы наглядных пособий. Отвечая на социальный заказ, участвует в множестве конкурсов и проектов, объявляемых правительством.
Апофеозом выполнения социального долга явилась работа над созданием цикла “Военная маскировка” по заказу Отдела Военных Маскировок Наркомата Обороны СССР.

Его отношение к долгу полностью характеризуется фразой: “Наблюдая на практике результат неудачных примеров строительства, когда отдельные здания решаются вне зависимости от окружающих их объектов и местности, и вносят своим присутствием полный диссонанс в существующий ансамбль – я посчитал необходимым приложить свои знания к вопросу исследования архитектурного ансамбля”.

В соответствии с идеей социального долга он создал известные серии работ под названием «Дворцы коммунизма», «Пантеоны Великой Отечественной войны», «Конструкция архитектурных
и машинных форм», «Архитектура мостов» и другие работы, отражающие героику сталинской эпохи.

Яков Чернихов оставил после себя тысячи работ, набросков и эскизов. Мы представляем вам несколько из них.

Поделиться в соц. сетях

Share to Facebook
Share to Google Plus
  • chernikhov fon
  • chernikhov 3
  • chernikhov
  • chernikhov 4
  • chernikhov 2
  • chernikhov 7
  • chernikhov 5
  • chernikhov 6
  • chernikhov 8
  • chernikhov 9
  • chernikhov 1
Культ-фронт
Tags: , , , ,