ОБ АНАТОМИЧЕСКИХ ПОИСКАХ ДУШИ, МОЗГЕ, ГИППОКРАТЕ И ФРЕНОЛОГИИ

Изучение мозга уходит корнями в древнейшие времена к тем древним врачам, от которых во многом ещё сегодня мы черпаем знания.

Древние египтяне считали, что душа находится в сердце. Мозг они вынимали специальными крюками через ноздри (остатки бальзамировали), органы — через надрез в паху, в теле осталвалось только сердце.
Видимо, что-то такое же считали и индейцы америки, сердце — для них было символом жизни. Чтобы уничтожить противника нужно было вырвать его сердце.

Греки первыми начали изучать функциональные особенности органов. По их предположению (Гиппократ) мозг играл центральную часть в том, что называлось “душа”. Аристотель, правда, например, считал, что мозг это своего рода охлаждающий радиатор для крови. С падением греческой цивилизации, нейрофизиология, да и медицина вообще заглохла. Она заморозилась на Галении (III-IV в.н.э.), римском враче. Несмотря на то что в свое время его открытия были революционны, они не имели научности в той мере, в какой она требовалась через 1000 лет, когда по его трудам ещё учились студенты (это была смесь астрологии и примитивных рисунков).

Только в начале 16 века фламандец А. Везалий превзошел пассивность окружающего его мира, выпустив в 29 лет, в 1543 г., свой основной труд — анатомическую энциклопедию De humani corporis fabrica (О материале человеческого тела), в которой описал в том числе и работу мозга. Кроме того он предложил интересные идеи относительно функций органов: сердце качает кровь по организму, служит чем-то вроде помпы; скелет поддерживает тело. Ознакомиться с анатомическими атласами вы можете в одной из наших статей.
По территории Москвы в это время бегали опричники.

В то же время Рене Декарт предложил к рассмотрению проблему психо-физиологического дуализма, то есть задался вопросом: где же у человека душа, если все органы известны? Он постулировал центральную функцию мозга и говорил, что “душа управляет телом”, что в некотором роде тоже было революционно.

Следующая интересная концепция возникла в начале 19 века. Ею стала френология — исследование способностей человека по шишкам на голове и размеру и форме черепа. В то же время выросли ещё несколько интересных наук — например, физиогномика — определение способностей человека по его выражению лица. Шопенгауэр очень любил физиогномику и писал о ней так: “ [...] я советовал бы своим остроумным землякам, если им опять придёт охота какого-нибудь дюжинного человека в течение 30 лет провозглашать великим гением, не выбирать себе любимца с такою физиономией трактирщика, какую имел Гегель, на лице которого самым разборчивым почерком было написано природою столь знакомое ей название “дюжинная голова”.

Создателем френологии был немец Франц Йозеф Галль. Он утверждал, что многие процессы в организме, многие способности прямо связаны с совершенно определёнными областями мозга (их по его мнению было 27). Своей задачей он поставил построить полную карту человеческого мозга. Большая “вытянутость” части означала большую развитость, склонность. Поэтому френология была в полной мере наукой, разделяющей всех людей на разнообразные классы. Женщины с низким лбом были предрасположены к уходу за детьми и должны были быть бездарны в искусстве. А негры по версии френологов были недоразвиты почти во всех областях. Более того, они видели и “греховную” суть человека тоже френологически, то есть как особенность мозга.

Однако, френология отнюдь не ставила своей целью физиологическое обоснование рабства, преступности, и обращение с людьми по форме их черепа. Согласно этой науке у мозга была способность к развитию, вся сила которого была заложена в образовании, силе, которая может изменить мир. Воспитание определенных качеств приводило к увеличению соответствующих частей мозга. Причем настолько, что это даже могло менять форму черепа.

Френология не получила своего дальнейшего научного развития и сегодня однозначно признана псевдонаукой. Более того, в ролике Divided Brain от RSA психиатр Йен Макгилкрист рассказывает о том, что распространенное мнение о влиянии различных полушарий мозга на различные психические процессы тоже уже опровергнуто.

Однако, ученые нейрофизиологи не останавливаются в поисках тех волшебных кнопок, которые могут влиять на состояние нашей души, наш характер, наши реакции и поступки.
В одном из следующих выпусков мы расскажем вам про зеркальные нейроны, на которые сейчас завязывают очень важную социальную характеристику человека – способность к сопереживанию, эмпатии. Останется ли эта многообещающая идея в науке, повлияет ли она на изменения в обществе, или, как и френология, станет лишь страничкой в истории – покажет время.

Поделиться в соц. сетях

Share to Facebook
Share to Google Plus
Философия науки
Tags: , ,