О ЧЕТЫРЕХ СТИХИЯХ, КОНЦЕ АНТРОПОЦЕНТРИЗМА И ЕСТЕСТВЕННОМ ПОДБОРЕ

“Было время, когда головы летали в пространстве без шей, руки без плечей, а глаза без глазниц, в которые они могли бы быть вставлены” Эмпедокл

Сегодня сложно найти человека, который сомневался бы в атомистической теории или, например, в теории естественного отбора (хотя такие иногда находятся). Однако, это не всегда было так. Для того, чтобы принять даже самую очевиднейшую на наш взгляд мысль человечество проделало невероятный путь, усыпанный ненавистью, тиранией консервативной элиты и полыхающими кострами. Эта идея вписывается в наше миропонимание гармонично и естественно, как будто она была там всегда. Но нам хотелось бы познакомить вас с интересными людьми, которые боролись за то, чтобы мы сегодня были тем, чем мы являемся. Начнем с наивной философии Эмпедокла, дошедшей до нас в 600 строках двух его поэм, но которая однако же наметила зачатки научного мировоззрения сегодняшнего дня(!)

Эмпедокл происходил из влиятельной семьи революционера из Агригента, греческого порта на берегу Сицилии. Эмпедокл, как и отец, боролся c тиранией, а затем и с олигархией (напомню, что в Греции это понятие означало правление некоторого меньшинства). С ним связаны странные истории. Некоторые источники утверждают, что в конце жизни он бросился в вулкан Этна на острове Сицилия, чтобы его тело не могло быть обнаружено и таким образом стать подобным богам, но вулкан выпустил наружу один из его сандалий и его уловка была вскрыта.
Ему принадлежит знаменитое учение о четырех стихиях — элементах бытия, которыми он считал землю, воду, воздух и огонь. Учение это держалось и господствовало две тысячи лет, вплоть до возникновения химии как науки.
По мнению Эмпедокла стихии неизменны и вечны, но сами по себе инертны и безжизненны. Мировая жизнь обусловлена двумя борющимися во вселенной силами — любовью и ненавистью. Первая вызывает сближение, смешение элементов, вторая — их разъединение, рассеяние в пространстве. Любовь и ненависть понимаются при этом как чистые тенденции, на современном языке философии можно было бы точнее передать мысль Эмпедокла назвав их притяжением и отталкиванием. Когда над стихиями всецело и нераздельно господствует любовь, то тогда нет никакой жизни: все смешивается и сливается в одну сплошную массу, в плотный шар, в черную дыру. Когда полной победы достигает ненависть, то вся масса рассеивается в бесконечности. Промежуточные фазы между двумя этими крайностями образуют наш мировой процесс. В качестве элементов в этой системе как и у древних атомистов предполагаются некоторые элементарные, неделимые атомы.
Однако, несмотря на то, что идея о разложении материи на некоторые базовые элементы до сих пор превалирует в научной мысли, наиболее интересен в его учении другой аспект. И любовь и ненависть действуют совершенно спонтанно, то есть стихийно. В образовании форм нет никакого заранее продуманного плана, а наоборот возникают самые разнообразные сочетания изначальных атомов. Но большинство таких соединений нестабильны, “не гармоничны” и сразу же распадаются; наоборот, сохраняются только “гармоничные” формы. Например, в этом бесконечном процессе могут случайно образовываться человеческие органы, в пустоте, без подходящего тела или не в самых удачных для жизнеспособности комбинациях. Конечно, такие неустойчивые соединения обречены на мгновенное распадение.
Невозможно недооценить прогрессивность этой примитивной философии, несмотря на то, что от самого Эмпедокла до нас дошло только два небольших произведения и несколько упоминаний в трудах Аристотеля.
По сути его философия была началом идеи о естественном подборе, которая сыграет важную роль в нашем дальнейшем повествовании, но ещё и впервые постулировала мысль о независимости и стихийности, отсутствии продуманного плана природы в противовес строго организованной и заранее определённой природе-жизни, созданной богами. Такого рода разрыв с антропоцентризмом был первой угасшей попыткой описать мир с независимой точки зрения. Но как мы знаем идея только ждала момента, чтобы вспыхнуть ярким пламенем в новое время.

Поделиться в соц. сетях

Share to Facebook
Share to Google Plus
  • Empedokles_fragment_Physika_I_262–300
  • OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Философия науки
Tags: , , , ,