ОБ ЭВОЛЮЦИИ, ДАРВИНАХ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

Продолжение серии статей про постепенное развитие теорию эволюционного отбора. Адам Смит, Эразм Дарвин

Некоторое время назад мы рассказали вам про Эмпедокла, древнего философа, который первым указал, что мир состоит из некоторой случайной комбинации однородных элементов. Формируются они не по какому-то стороннему указанию, а сами по себе, но выживают из них только “гармочные” комбинации. http://3.141592.ru/?p=266
Затем мы рассказали про Ламарка, французского ветерана семилетней войны (от которой должен вестись отсчёт мировых войн), который выйдя на пенсию придумал новую науку биологию и стал её популяризировать. Он сделал ещё один шаг к распутыванию теории — он утверждал, что развитие видов происходит через передачу наследственной информации, то есть как мы говорили ранее: жизнью является не человек сам по себе(он лишь побочный продукт эволюции, промежуточное звено для проверки состоятельности генетического кода), а направленное, неотвратимое и независимое от нас изменение генокода. http://3.141592.ru/?p=307

Идея начинала вырисовываться, но ей всё ещё не хватало завершенности. Очевидно, что что-то такое бурлило в головах современников и стало выплёскиваться в разнообразные частные теории. Одной из них была невероятная для того времени теория политической экономии, изложенная в книге “Богатство народов”. Именно она является прародительницей современной экономики как науки, но что важнее — она же является исходной точкой теории эволюции.
Автором книги является некий Адам Смит, философ по образованию, один из видных деятелей Шотландского просвещения, друг и собутыльник философа Юма, член Royal Society Of Arts (ролики которого мы, кстати, переводим и озвучиваем), человек очень скрытный. Биография его пугает количеством пробелов и неточностей — например, неизвестна точная дата его рождения. Доподлинно известно, однако, что по образованию он философ, обучался у Хатчесона, основателя движения Шотландского просвещения, где и сформировались его взгляды на жизнь и на этику (его первая книга “Теория нравственных чувств”, отрицавшая христианский догматизм в этике).
Однако, нас интересует его вторая книга “Исследования о природе и причинах богатства наций”. Зачатки книги сформировались ещё во время преподавания нравственной философии на кафедре университета Глазго. Чтобы доработать мысль в 1765 году он отправился во Францию, топку просвещения того времени и часто посещал “научные салоны” мадам Жофррен, Гольбаха и т.п. — частные вечера, на которых собирались передовые ученые того времени. Его главный труд вышел в 1776 году и буквально перевернул общество, поставил его с головы на ноги.
Одной из основных концепций Богатства народов являлся новый, “правильный” экономический принцип laissez-faire (c фр. “оставьте в покое”), который утверждал, что экономика может саморегулироваться(!), а государству нужно только обеспечить базовые общественные механизмы — регулировать то, что не может сделать индивидуум — права, свободы, собственность, безопасность, суд, деньги и т.д., но ни в коем случае не должно вмешиваться в экономику. Теория утверждала, что преследуя свои мелкие корыстно-эгоистические цели мелкие и крупные предприниматели в итоге сделают жизнь лучше. Такой подход получил название “невидимая рука рынка”. Как мы с вами знаем это дало свой некоторый положительный результат в улучшении бытовых условий жизни, удовлетворении базовых потребностей, но, к большому сожалению, оно же и спровоцировало рождение развращающего тлетворного духа Фетишизма, который мы наблюдаем ещё сегодня. И хотя даже сейчас это наивное представление ещё не изжило себя в обществе, но местами уже намечаются кратковременные победы просвещения.
Позднее, в XIX веке ряд немецких философов модернизировали его учение, обобщив выводы Смита, и представив совершенно новый подход к политическому устройству, которое само является лишь следствием существующей экономической системы.
Однако, важнейшим эволюционным выводом были абстрактные понятия свободного рынка и рыночной конкуренции, которые не только селекционировали определенные подходы к производству (разделение труда, технологии и т.д.), но и неожиданно смоделировали процессы природы внутри макроэлементов социума.
Этот самый труд и эти процессы, основные на рыночной конкуренции, наблюдал со стороны известный ученый Эразм Дарвин, который и заложил их в своих записях, которые много лет спустя открыл его внук Чарльз Дарвин, человек, который всего-навсего поставил рядом три непротиворечивые теории, которые дополнили друг друга.

Мы обязательно продолжим рассказывать про эволюцию эволюции в следующих выпусках.

Поделиться в соц. сетях

Share to Facebook
Share to Google Plus
Поп-экономика, Философия науки
Tags: , ,